Темой фестиваля в этом году стало «право на город», которое в новой постковидной реальности особенно остро проявилось в конфликте интересов разных групп горожан. Где начинается мое право на пользование городом и заканчивается право другого? Как  удовлетворить интересы всех субъектов права на город, которыми являются не только отдельные люди, но и группы, сообщества, вплоть до самого большого – населения города в целом?

Четырнадцать студенческих команд под кураторством ведущих архитектурных бюро, включая британский офис Zaha Hadid Architects, по-разному ответили на эти вопросы. Так, одним из объектов исследования стали пространства, исключенные из жизни города. Участники воркшопа «Черные дыры города» от бюро «Дружба», обнаружив и зафиксировав эти «выбитые пиксели» в ткани города, обсуждали с пользователями этих пространств конкретные решения по их возвращению в социокультурное поле через насыщение событийной программой, организацию pop-up проектов и другие практики обживания и присвоения этих пространств. В то время как наставники воркшопа «Право на обитание» Сергей Малахов и Евгения Репина предложили своим студентам решить эту проблему, выведя ее в поле архитектурной рефлексии. Результатом исследования стал новый Словарь городской коммуникации и новая Декларация права на город.

Ценность любого образования заключается в том, что оно позволяет по-новому взглянуть на тот или иной предмет, событие, глубже понять суть вещей. В этом году мы пригласили в качестве кураторов воркшопов в рамках «Открытого города» не только архитекторов, но также журналистов и художников, которые помогли по-новому взглянуть на город. Я благодарю всех участников, которые на протяжении трех месяцев тщательно исследовали проблемы и потенциал современных мегаполисов, поднимали актуальные вопросы и предлагали неожиданные решения. Думаю, студенты получили опыт, который пригодится им в будущем, например, научились смотреть на задачу под разными углами

— отметил куратор фестиваля, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов

Работа с памятью места и археология смыслов легли в основу воркшопов бюро Nowadays office и Citizenstudio. Серия графических эссе и гравюр, созданных участниками воркшопов «Московские катастрофы» и «Археология будущего», реконструирует неслучившееся архитектурное будущее Москвы и ее утерянное в результате социальных катастроф прошлое. Интересно будет сопоставить их с современными архитектурными утопиями от участников воркшопа бюро Kleinewelt Architekten: Сергей Переслегин и Георгий Трофимов предложили студентам помечтать об идеальном городе будущего, каким он видится им из сегодняшнего дня.

Однако не только параллельная, фантазийная Москва будет представлена на выставке в «Руине» Музея архитектуры. Институты Генплана и Градплана Москвы, а также бюро YO architects и Zaha Hadid Architects подключили студентов к работе над реальными проектами  по преобразованию городской среды.  Объектами этих воркшопов стали:

  • студенческий кампус в новом административно-образовательном кластере в Коммунарке,
  • прибрежные территории речи Чермянки, соединяющей Царицынский парк и Битцевский лес,
  • территории вокруг рек Десна и Пахра в Новой Москве,
  • объекты реновации на Кутузовском проспекте и улице Балчуг.

Поисками альтернативных решений для реальных городских проектов были заняты участники воркшопа  UNK project, которые примерили на себя роль авторов проектов реновации и попытались понять, как на одном из центральных участков города, с минимальными ограничениями создать супер-комфортный район, сравнимый по качеству с лучшими российскими и мировыми аналогами; какими способами можно улучшить существующую городскую среду, повысить уровень комфорта для жителей и найти новую идентичность места, района, всего города в целом.

Альтернативную идею города предложили кураторы воркшопа «Временный город» — бюро «.ket». По их замыслу, новая реальность, полная непредсказуемости и нестабильности, требует трансформации самого способа существования в городе. Временные кочевые города, спроектированные участниками воркшопа,  будут создавать предпосылки для обмена опытом и знаниями разных людей, создавая на своем пути новые живые, взаимосвязанные между собой «образования», которые станут местом притяжения и зарождения новой жизни.

Такую же гуманитарную, образовательную и социокультурную миссию видит в своих арт-интервенциях и другой наставник «Открытого города». Впервые принять участие в фестивале был приглашен художник – им стал Александр Пономарев, известный своими экстраординарными проектами в самых неожиданных местах планеты, от Антарктиды до  египетской пустыни. Задача, которая стояла перед участниками его воркшопа, так же нетривиальна: предложить решения передвижного выставочного комплекса для развертывания художественных практик в любой точке земного шара.

В этом году впервые в поле зрения «Открытого города» – архитектурная критика и профессиональные медиа. Как рассказывать об архитектуре профессионалам и горожанам сегодня, какие форматы архитектурного нарратива окажутся востребованы завтра, исследовали участники двух медиа-воркшопов под кураторством автора популярного видеоблога об архитектуре Анны Мартовицкой и главного редактора «Проекта Россия» Юлии Шишаловой.

Результаты этого образовательного марафона, длившегося с июля по октябрь, будут представлены на выставке в Музее архитектуры им А.В. Щусева 16-17 ноября.

Лучшие проекты и их авторы, отмеченные членами Архсовета Москвы, будут премированы образовательной поездкой, которую обеспечивают официальные партнеры фестиваля: компании Сити XXI-век, ГК Эталон, Roca|Laufen.

Куда отправятся победители фестиваля в этом году, в условиях почти закрытых границ, организаторы пока держат в секрете, но точно известно, что, как и в прошлые годы, это будет знакомство с лучшими образцами градостроительных практик и современной архитектуры.

Подробная программа финальных мероприятий фестиваля будет опубликована на сайте.

Сайт фестиваля

Вы можете нам помочь

Поддержите проект, чтобы мы могли продолжать работу.

Предыдущий материал