First Things First: версия манифеста ответственного дизайна от bang bang education
В 1964 году британский графический дизайнер Кен Гарланд и 20 других дизайнеров, фотографов и студентов написали манифест «First Things First» — манифест ответственного дизайна. Bang Bang Education опубликовала адаптацию обновленной в 2000 году версии этого манифеста.
1635В 1964 году британский графический дизайнер Кен Гарланд и 20 других дизайнеров, фотографов и студентов написали манифест «First Things First» — манифест ответственного дизайна, в котором предлагал творцам от индустрии дизайна сфокусироваться на образовании и создании человекоориентированных сервисов, которые помогли бы обществу.
Манифест Гарланда и единомышленников стал знаковым документом и был напечатан во всех главных медиа Великобритании.
First Things First 2000 — обновленная версия этого манифеста, была опубликована осенью 1999 года в журнале Adbusters и подписана известными дизайнерами, арт-директорами, фотографами и иллюстраторами среди которых: Кен Гарланд, Герт Думбар, Милтон Глейзер, Ирма Бом, Эрик Шпикерман, Ян Ван Тоорн, Стивен Геллер и другие.
Команда Bang Bang Education опубликовала собственную адаптацию этого манифеста на русский язык:
Мы, нижеподписавшиеся, графические дизайнеры, арт-директора и представители других профессий в сфере визуальных коммуникаций выросли в мире, в котором индустрия рекламы настойчиво преподносилась нам как наиболее прибыльная, эффективная и желательная сфера применения наших талантов. Многие преподаватели дизайна и наставники пропагандируют это убеждение; рынок вознаграждает его; популярные книги и публикации усиливают его.
Воодушевленные этой идеей дизайнеры применяют свои навыки и используют своё воображение, чтобы продавать собачий корм, эксклюзивный кофе, ювелирные украшения, моющие средств, гель для волос, сигареты, кредитки, кроссовки, тренажёры для ягодиц, лёгкое пиво и дома на колёсах.
Коммерческие заказы всегда помогали оплачивать счета, но многие графические дизайнеры позволили именно такой работе начать ассоциироваться с тем, чем в целом занимаются графические дизайнеры. Это, в свою очередь, повлияло на то, как мир воспринимает дизайн. Время и энергия профессии израсходованы на повышение спроса на вещи, которые, в лучшем случае, просто несущественны.
Многим из нас становится все сложнее мириться с этим взглядом на дизайн. Дизайнеры, которые посвящают свои усилия в первую очередь рекламе, маркетингу и развитию бренда, поддерживают и подпитывают ментальную среду, настолько насыщенную коммерческими сообщениями, что она меняет то, как потребители говорят, думают, чувствуют, реагируют и взаимодействуют. В какой-то степени мы все помогаем развитию деструктивного и неизмеримо вредного культурного кода общественного дискурса.
Есть цели более достойные наших навыков решения проблем. Беспрецедентные экологические, социальные и культурные кризисы требуют нашего внимания. Культурные мероприятия, социальные маркетинговые кампании, книги, журналы, выставки, образовательные инструменты, телевизионные программы, фильмы, благотворительные акции и проекты, нуждающиеся в информационном дизайне, срочно требуют нашего опыта и помощи.
Мы предлагаем сменить приоритеты в пользу более полезных, прочных и демократических форм коммуникации — перенести внимание с маркетинга продуктов на изучение и производство нового типа смысла. Масштаб дискуссий сокращается, а должен расширяться. Чрезмерное потребление должно быть оспорено другими перспективами, выраженными, в частности, визуальным языком и другими ресурсами дизайна.
В 1964 году 22 дизайнера подписали первоначальный призыв к тому, чтобы наши навыки были достойно использованы. С бурным ростом глобальной коммерческой культуры их сообщение стало еще более насущным. Сегодня мы обновляем свой манифест в ожидании, что не понадобится ещё одно десятилетие, прежде чем он будет принят близко к сердцу.
С тех пор прошло 18 лет.
Манифест не потерял своей актуальности.