Мы копируем каждую минуту. Копируем с рождения.
Ребенок, глядя на родителей, учится ходить, говорить; перенимает их манеры поведения. Когда мы вырастаем, круг общения становится шире — и вот уже неосознанно мы копируем манеры поведения тех, кто нам нравится.
Более того, в молекулах ДНК хранится вся информация о предках. То есть, миллионы копий. Но почему-то каждый из нас в итоге все равно остается индивидуальным.
Как это связано с дизайном?
Чаще всего человек приходит в профессию голым, ровно как и когда рождается. У него нет навыков, но есть базовое представление о мире и время, с течением которого происходит прогресс.
Кто-то развивается быстро, как говорят «не по годам», кому-то нужно больше времени. Везде есть исключения — и про некоторых твердят, что им повезло родиться с талантом ( хотя часто этому способствует окружающая среда, в которой растет индивид).
Но так как статья все же рассчитана на большинство, мы затронем только общие вопросы и проблемы.
Как бы там ни было, помните: еще ни один человек на свете не написал письма, не зная слов, и не начал диалога с другим прежде, чем изучил буквы.
Во всей нашей деятельности прежде было копирование, и только потом — логика: сначала мозг запоминал, позже — обдумывал информацию и только на основе полученного опыта создавал свою.
Так же обстоят дела и с копированием в дизайне.
На многих курсах и вебинарах мы слышим смелое «копируй», если хочешь развиваться. То же самое пишут и в книгах. Но мало кто дает расшифровку данного призыва. В 21 веке оно почти идентично «Ctrl+C» , что работает лишь на первом этапе.
Этап 1. Рождение. Ctrl+C.
Когда вы пришли в дизайн, то подобно ребенку смотрите на «родителей» в лицах более опытных дизайнеров. И повторяете за ними. Неосознанно. Просто потому, что в вас так заложено. Или вы это где-то услышали.
Подобным образом вы очень быстро осваиваете техническую часть, изучаете все графические программы, знаете термины, может, большую часть теории. Но на деле все равно получается какая-то лажа. Своего почерка у вас все еще нет, решать задачи вы не можете так, как хотелось бы. Вы смотрите на свои работы и на работы других — сравнение идет не в вашу пользу. Наступает ступор.
На деле все просто: на этапе «рождения» мозг похож на губку — впитывает и запоминает. Но еще недостаточно для того, чтобы ее можно было выжать.
Часто новички застревают на этом этапе, потому что воспринимают слово «копирование» буквально — и дальше не знают, что с этим делать. А еще, многие допускают грубейшую ошибку: зацикливаются на одном или нескольких дизайнерах — и все.
Чтобы этого не происходило, приведу хорошую творческую ассоциацию: музыкальная сфера. Посмотрите на известных исполнителей. Кажется, что им нет равных, но если разобрать детально каждого, в нем найдется отражение огромного числа копий, а именно:
- Внешние образы / имидж других ( не обязательно в музыке ).
- Образ жизни других.
- Музыкальные стили и их наложение друг на друга, постоянные эксперименты.
- Манеры исполнения и поведения на сцене других музыкантов.
- Образы Героев в искусстве ( литература, кино и др.).
- Постоянный поиск новых источников вдохновения во всем мире.
- Актуальность, то есть следование трендам.
- Постоянное обучение ( необязательно курсы или вышка, это может быть общение с коллегами, отдельные уроки, мастер-классы, мероприятия, чтение разносторонней (!) литературы ).
А вот исполнители, которые застревают на этапе губки, или еще хуже, зацикливаются на других музыкантах, начинают походить на них и становятся объектами насмешек в прессе (хотя и они находят свою публику). Частенько такое проскальзывает в русском шоу-бизнесе и я уверена, вы знаете такие примеры.
Есть еще одно интересное наблюдение: бездумное желание быть в тренде часто играет с желающим злую шутку. Мода — не панацея.
Не каждый популярный стиль может подойти под вашу задачу. Не будьте как Киркоров. Нет, я нормально к нему отношусь, но когда вижу, как человек хочет быть в молодежном тренде, совершая при этом сомнительные и неоднозначные действия, (не присущие его возрасту и образу жизни) которые часто вызывают у людей непринятие и диссонанс, прошу не поддаваться соблазну слепого хождения по тропинке моды. Все должно быть в балансе.
Итак, мы выяснили, что метод «Ctrl+C» работает, но только на первых порах, чтобы освоить техническую часть и более плавно войти в профессию.
Но чтобы идти дальше к этапу №2 и найти свой стиль вам нужно:
- Вдохновляться образами тех людей, которые нравятся (не только в дизайне).
- Наблюдать за образами мышления, поведения и стилем жизни других людей (здесь скорее стремление к успешным людям и опять же не только в своей сфере).
- Вдохновляться дизайнерами, не зацикливаясь на ком-то определенном.
- Постоянно искать новые источники вдохновения.
- Следить за трендами, но не тонуть в них.
- Постоянно обучаться самому (описание схоже с музыкальным примером).
Этап 2. Копирование = внимательное наблюдение.
Когда вы изучили все технические азы, пора подключать анализирование.
Начнем с банального: если вы выполняете уже реальные проекты и берете все идеи по принципу «нравится/наверное работает, иначе бы не набрало столько лайков/прикольно и т.д.» — вы просто пиздите. Вы остались на первом этапе и у меня плохие новости: это провал. Поезд дальше не идет, просьба выйти из вагона и ждать новый, чтобы не допустить эту ошибку снова.
Когда человек подходит к копированию с умом, ситуация выглядит иначе. Ниже я опишу лишь примерную схему, которая может помочь. Как показывает практика, не для всех эти моменты очевидны.
Итак, вы приступили к работе над проектом.
Помните, что у любой задачи есть две составляющие: визуальная и логическая. Если над логической работал копирайтер, не думая о том, как это будет визуально (такое часто встречается), то вы обязаны думать и визуалке, и о логике, которую нужно сохранить; о смыслах, которые нужно подчеркнуть, чтобы усилить ту самую логику с помощью дизайна.
Ваша задача — усилить смысл, не потеряв его и не превратив проект в сломанный телефон. При этом, все должно быть вкусно, насколько это возможно в рамках проекта.
Поэтому, старайтесь не игнорировать следующее:
1. Узнайте как можно больше о проекте.
Поищите информацию о компании, посмотрите, как давно она на рынке, чем еще занимаются клиенты.
Кто самые серьезные конкуренты? Если плохо разбираетесь в этом, откройте первые 20 ссылок, которые выдаются по запросу в гугле. Вы удивитесь: 80% будут эстетической канализацией, но не спешите уходить: в каждом, абсолютно каждом сайте можно найти что-то полезное.
Не смотрите на дизайн, попробуйте проанализировать структуру этих сайтов, почитать текст. Я уверена, внимательность — ваш лучший друг в этом деле (если вы работаете не напрямую с клиентом и получаете готовое тз, все равно постарайтесь найти что-то самостоятельно дополнительно к предоставленным материалам.)
Так, вы сможете понимать, на каких смыслах стоит акцентировать внимания, выделяя их в дизайне конкретно в вашем случае. Это и есть копирование-наблюдение. Смотрите на расположение элементов на сайтах, обычно оно идентично, так как пользователь уже привыкает к определённым структурам (не путайте это с визуалкой).
2. Проявите эмпатию, узнав все о целевой аудитории клиента.
Всегда старайтесь быть немножечко актером и проживать роль потребителя. Это важно, потому что только так вы сможете понять, верное ли решение подобрали или нет — и обосновать его.
Можно сделать трендовый и дорогой сайт, но какой в нем смысл, если посетители — мужчины-колхозники на бульдозерах за 50, которым нужно банально и понятно. Аккуратно, но со вкусом (хотя для колхозников часто работает именно визуальная безвкусица).
3. Узнайте как можно больше о самой тематике.
Если у вас есть готовый прототип, не надо бездумно пихать в него иконки и выравнивать текст по принципу правильно-неправильно. Лендинг это, или корпоративный сайт, каждое предложение несет смысл (хотя часто с этим беда, но берем оптимистичный вариант).
Если вы ставите графику к тексту, не понимая его смысла — поезд дальше не идет. Углубитесь в тематику и попробуйте въехать в нее хотя бы на уровне дилетанта.
Что-то не понимаете? Спросите у других. Вы не покажетесь глупцом, скорее наоборот — заинтересованным в проекте специалистом, который серьезно подходит к решению задачи.
Помните: вы сдадите проект и начнете новый, а клиенту жить с вашим результатом.
4. Референсы.
Здесь терпят провал 9 из 10 дизайнеров и снова ждут на платформе новый поезд.
Во-первых, я считаю, что нужно искать референсы во всем, будь это веб или полиграфия, возможно, даже идея из кино. Ранее уже упоминала об этом в блоге и по сей день остаюсь при том же мнении.
Если вам сложно находить идеи в других сферах – не беда, придете к этому позже, пока смотрите только сайты. Но смотрите сайты разных тематик, внимательно наблюдая.
Еще раз о внимательном наблюдении:
У любого проекта есть визуал + логика. Про логику я писала выше, теперь про визуал.
Визуал – это когда вы прочитали ТЗ, посмотрели копирайт, и погрузились в ассоциации.
Например: у вас экологические продукты из дерева. Вы сразу же представляете себе все, что связано с экологичностью и деревом. Банально? Да.
Ну как со словом лимон, когда чувствуешь сразу кислоту и желтый цвет, помнишь, как щиплет сок, попадая в глаз или на трещинки на губах, потом к лимону добавляется чай с медом, потом еще что-то…
Здесь все тоже самое. Вы думаете про лес, деревья, эко-пакеты из ИКЕА, древесные цвета, спокойные палитры, все, что может ассоциироваться с заботой о человеке и его уюте, и так далее.
Вы начинаете с банальных ассоциаций в голове и раскручиваете эти идеи дальше. Включаете фантазию. Вы копируете идею из внешнего мира, перенося ее на дизайн.
Важно: сначала нужно решить задачу в голове, а потом уже переходить к поиску референсов.
Когда вы просто дергаете визуальные решения с других проектов, то не даете себе отчет в том, как думал каждый автор при решении своей задачи. Его цветовая гамма может быть неподходящей для вас, пусть и нравится она вам очень-очень. Его чайки и листочки станут моветоном на вашем проекте, абсолютной безвкусицей, а не изящной деталью.
Но когда вы походите к поиску референсов с готовыми мыслеобразами в голове и пониманием целей, то сможете отфильтровывать примеры, зная, что вам подходит, а что — нет.
Еще, как мне кажется, не стоит перебирать миллионы сайтов перед началом работы, точнее не надо после просмотра сразу же открывать фотошоп/скетч/фигму и т.д.
Дайте мозгу проанализировать все, что вы увидели. В прямом смысле переспите с информацией, которую получили и только потом приступайте к работе.
Логика в референсах — как копировать?
Бывает такое: вы видите, как структурно интересно подан блок в какой-нибудь автомобильной тематике и совершенно точно понимаете, что он удобен и подходит для ваших экологичных продуктов. Потом встречаете еще что-то в другом проекте и видите, что решение тоже подходит, но его нужно доработать.
В общем, вы дергаете эти идеи, но даете себе отчет в том, что они могут решить вашу задачу, при условии, что вы их переработаете под свой дизайн (визуал) и под ваш текст.
Подобное практикуют и в других сферах: вчера я смотрела очередной выпуск реалити-шоу Мастер-Шефа, в котором был интересный конкурс: каждый участник получал 2 вида разных блюд, на основе которых нужно придумать и приготовить свое. На первый взгляд задание может показаться нереальным. Например, совместить борщ и наполеон. Но при дальнейшем анализе мозг начинает сам генерировать решения. Это отличная практика и примерно то, о чем я писала выше.
Таким образом вы, копируя, создаете что-то свое
При этом ваше решение в итоге:
- Решает задачу клиента.
- Визуально выглядит круто.
- Отличается от референсов (не считается плагиатом).
А теперь, перейдем к завершающему этапу:
Этап 3. Собственный стиль в вашем дизайн-ДНК.
Со временем все приведенные выше практики уживаются в голове настолько, что постоянный анализ информации и насмотренность приводят к самостоятельной генерации идей мозгом, когда еще на этапе просмотра прототипов вы уже понимаете, что, где и как должно выглядеть. Конечно, не стоит забывать про опыт. Чем больше вы работаете обдуманно с разными тематиками, детально разбирая их и погружаясь в проекты, тем быстрее вы растете.
В итоге все, что вы любите в жизни, все чем вы увлечены или озадачены в настоящий момент времени, так или иначе проецируется на работу, создавая окраску. Это и есть стиль.
Стиль — ваши жизненные принципы, слабости и сильные стороны. Это ваш взгляд на мир, собранный из огромного числа копий.
Это проекция ваших эмоциональных окрасок. И она не может существовать, если вы сами поставили себе ограничения на пути.