С другой стороны, какой из альбомов МТ можно назвать ординарным, как в плане музыки, так и со стороны визуального исполнения? Любой их альбом — это всегда дебаты в среде старых и новых фанатов, журналистов и обозревателей: одни говорят, что это чуть ли не лучший альбом со времен «Икры», другие же уверенно заявляют, что Мумий Тролль «уже не торт».

Мне удалось поговорить с человеком, который приложил руку к оформлению этой и многих других пластинок Троллей, Василием Смирновым. Попробуем хотя бы одним глазком подсмотреть, что происходит на творческой кухне «Дизайна для музыки».

Восток Х Северозапад

Василий, можно я сразу задам главный вопрос об этом альбоме: кому и зачем Илья показывает средний палец прямо с обложки?

Хе-хе, ну почему ты тоже решил, что Илья показывает кому-то средний палец? Человек шляпу поправлял, может быть. Где, как, и каким ему удобно было образом.

А может быть и нет. Мне кажется, в этом-то и вся прелесть. Здесь нет четкого высказывания. Это такое зеркало или, как модно сейчас говорить, триггер. Это заставляет зрителя рефлексировать, и дальше у каждого сформируется свое виденье и понимание. Искусство же, оно по большому счету об этом — это призма, через которую мы смотрим на себя и ведем внутренний диалог.

ОК, а чья это была идея сделать обложку именно такой? Как вообще рождается «главная картинка» для определенного набора песен?

Вообще мне кажется, что сколько обложек — столько и историй. Тут нет какого-то правильного сценария. Идея, сюжет, стиль могут прийти откуда угодно. Видение может исходить как от исполнителя, так и от дизайнера, продюсера… может и музыка навеять.

В случае с «ВостокХСеверозапад», это была идея Ильи. Вот есть такая фотография, она будет на обложке альбома. Моя задача здесь придумать всю оставшуюся картину.

А ты не спрашивал Илью, почему именно это фото и как нужно этот жест интерпретировать?

Ну нет, что самое забавное — я не задавал такого вопроса. Обычно стараюсь задать как можно больше вопросов, чтоб понять с каким материалом мы имеем дело, каков контекст, каково виденье автора песен, в какой стиль это все можно было бы обернуть.

Наверное, мне было очевидно, что на этот вопрос не должно быть ответа. И я исходил из этого.

Вообще получается, что и обложка, и весь прочий дизайн для музыки — это слои интерпретации чего-то нематериального, какого-то ядра альбома и/или исполнителя разными людьми. У фотографа свое виденье, у дизайнера свое понимание и так далее.

Хорошо, пока оставим саму обложку в покое. Давай возьмем альбом, выпущенный на CD. Сомневаюсь, что достаточное количество наших читателей держали его в руках, поэтому тут надо будет дать несколько фотографий. Это же впечатляющий арт-объект сам по себе… но смотри, лишь малая толика людей в наше время покупает диски. Обычно люди не видят ничего, кроме маленького квадратика на экране своего компьютера, когда слушают альбом. Как ты к этому относишься? Зачем вообще выпускать альбом в печатном виде в наше время?

Ох, это сложная тема. Действительно, раньше музыку надо было покупать на физическом носителе, и вся история выглядела достаточно цельно — есть диск, есть обложка, обычно есть еще какой-то буклет с фотографиями артиста, с текстами. Есть физический, осязаемый продукт. В идеале цельный, где картинки дополняют музыку. Можно было включить диск в CD-плеере и самому листать буклет, следить глазами за текстом. Это был какой-то экспириенс.

Сейчас же нам предлагают музыку в голом виде. Вот новый альбом Ферри в Спотифае вышел. В день релиза просто нажал плей, отвлекся, и вообще ничего не понял с первого раза. А там же есть идея, стиль, атмосфера. Мне не хватает визуальной оболочки и ритуала покупки. Когда ты едешь в магазин за диском или пластинкой, покупаешь, смотришь-щупаешь-листаешь, добираешься домой, включаешь.

А-ха-ха, я начинаю говорить как старик о том, что трава была зеленее. Какой был вопрос, напомни?

Зачем вообще в наше время выпускать музыку на CD?

Думаю, что преимущественно с той целью, которую я описал выше. Если ты как исполнитель хочешь создать что-то материальное, осязаемое, мультимедийное в том смысле, что задействуешь не только аудио, но и визуальные, тактильные… какие угодно каналы коммуникации. В конечном счете, если тебе есть что сказать за пределами музыки.

То есть я не считаю это необходимым жестом. Но возможным. Кроме того, есть же чисто практическая цель — стриминговые сервисы все еще поставляют нам звук в качестве, недотягивающем до CD, ну за редким исключением (нужна подписка, или определенный вид сервиса и т.п.) Когда ты слушаешь альбом на хорошей технике, ты открываешь для себя еще целый мир деталей и полутонов. Как будто само сообщение становится интереснее и осмысленнее.

Вернемся непосредственно к дизайну. Мне было бы интересно разобраться, как строится рабочий процесс после получения задания. Начинаешь ли ты работу со сбора референсов?

Стоит, наверное, уточнить, что в случае с этим альбомом рабочий процесс начался где-то за год до релиза, с дизайна первого сингла «Не помню зачем».

Уже тогда надо было принять ряд визуальных решений, с которыми нам жить потом весь период до выхода и сразу после выхода альбома. Если вы посмотрите на обложки всех трех синглов с этого альбома, и на обложку самого альбома — они выполнены в одной стилистике. Везде стоит новый логотип «Мумий Тролль», придуманный специально для этого альбома. Названия синглов подписаны от руки, а на альбоме вместо названия — нечто вроде логотипа альбома.

Мне вот греет душу такой забавный факт, что надпись «Мумий Тролль» на всех четырех обложках одного размера. Я это называю «святая консистенси».

Работая над обложкой «Не помню зачем», я одновременно прикидывал то, как будут оформляться соцсети, как может выглядеть альбом. Благо, что к тому моменту у меня на руках были превьюшки новых фотосессий.

Тогда нужно откатиться к первой обложке, к синглу. Откуда берется понимание, что логотип должен быть новый или старый, и то каким вообще все должно быть? Ты садишься медитировать и на тебя спускается озарение?

Точно, все так и происходит, мне присылают видение по особым астральным каналам. Стоит недорого, могу подключить.

Но если говорить серьезно, для меня то, откуда вообще берется это виденье, тоже вопрос. И, как я говорил ранее, у каждой обложки своя история. Да и вообще везде так, у любого дизайнерского продукта. Мне кажется, что в этом и есть чуть ли не главная задача дизайнера, ну или арт-директора, назови как хочешь: получить на входе информацию совершенно различной природы, пропустить ее через себя и трансформировать все это в одну цельную визуальную историю.

То есть в моем случае все начинается с попытки собрать как можно больше входящих, чтобы сузить рамки поиска. Потому что «когда все можно» — наступает паралич. Я стараюсь по возможности расспросить заказчика о том, какое видение и какие ожидания у него, что он хочет сказать средствами дизайна, что коммуницировать. Вплоть до того, чем он сейчас увлечен и на какой он волне.

Потом надо рисерчить контекст. Мы ж дизайн не в открытый космос запускаем. Есть аудитория, есть глобальные тренды, есть собственно медиа и ситуации применения. Мы рисуем пластинку 30х30 см для узкой аудитории ценителей, или нам надо громко крикнуть на полке iTunes, где обложки размером с почтовую марку, ну условно…

Нельзя же исключить и личный настрой дизайнера, и вообще его стиль, любимые темы и приемы… Вот это все замешивается в дизайнерском мозге и на выходе получается какое-то решение, или серия возможных решений: можно так, можно сяк, тут будут такие коннотации, а тут вот будет проще, но ярче.

Теоретически понятно. А давай на конкретном примере: какие были входящие по обложке сингла или альбома (кроме фотографии, как мы уже выяснили) и как они повлияли на предложенное тобою решение? Ты можешь вспомнить хотя бы примерно ход событий?

Сейчас попытаюсь. Илья прислал несколько отобранных фотографий с просьбой прикинуть обложку сингла «Не помню зачем». Кажется, он хотел использовать классический лого с «Морской» (первый студийный альбом группы, вышедший в 97 году, — прим. ред.).

Мумий Тролль — Восток Х Северозапад

Этот лого как раз был, что называется, на слуху — «Морской» исполнилось 20 лет (только представь!), вышла коллекция с Рубчинским, новая акустическая программа «Вечерний чай» с тем же лого… С этого мы и начали. Я сделал сперва то, что просил Илья, а потом предложил дополнительно свои варианты развития событий.

Не помню, слышал ли я к тому моменту новую песню НПЗ или нет, но о новом альбоме мне было практически ничего не известно, и я задал логичные наводящие вопросы: о чем он, какой будет месседж, какой будет саунд. Стоит ли ожидать игривый электронный саунд под влиянием магических синтезаторов Саши DZA Холенко. Илья сказал, что вовсе нет, что это будет ближе к року (или русскому року) то ли 70-х, то ли 80-х. Не помню точных формулировок. Что это будет что-то такое вне актуального контекста и против течения. Splendid! Я засел листать альбомы типа «1000 Record Covers», где представлены лучшие образцы обложек ушедшего века. Мне было интересно, какие использовались общие приемы и стилистики, какие шрифты, цвета и детали, как менялся подход в разные декады.

Это к слову о референсах. В любой другой ситуации я бы НЕ рекомендовал искать вдохновение в той же категории дизайна. Иными словами, если надо придумать обложку книги, лучше полистать коллекцию постеров или шрифтовые работы. Или может быть в музей сходить. А не идти на Биханс и вбивать Book Cover Design.

То есть референсы как картинки ты не собирал, просто листал каталоги дизайна?

Нет, тут я как раз без картинок жить не могу. Помнишь, была такая карикатура на книгу Карнеги с переделанным названием на обложке: «Как перестать сохранять картинки и начать жить»?

Короче, выглядит это примерно так: я завариваю себе кофе и сажусь делать рисерч. Обычно у меня уже есть какие-то внутренние вопросы и темы, которые мне нужно покопать и о которых подумать. В процессе я записываю любые идеи, гипотезы и вопросы, которые возникают. Одно тянет за собой другое: а что если, а что пишут об этом, а что это за стиль, все эти ссылки «читать также» и так далее. И через 3 часа ты обнаруживаешь себя нервно истощенным с полусотней открытых вкладок, каждая из которых в потенциале ведет к очередному пласту информации.

В каком-то смысле я набираю себе рабочий инструментарий, из которого потом и будет складываться решение: возможные решения, принятые сценарии и варианты, необычные подходы, что в моде и что уже не в моде и т.п., включая и какие-то совсем прикладные вещи вроде удачных сочетаний цветов и понравившихся шрифтов.

И что потом, ты садишься и рисуешь эскизы, вдохновленный увиденным?

И да, и нет. Мне нужно время переварить все это. Частенько возникают дополнительные вопросы или несколько возможных направлений, и чтоб конкретизировать и сузить поле поиска, нужно вернуться к этапу обсуждения задачи с клиентом или арт-директором. И опять же это становится легче делать, когда у тебя есть примеры и ты можешь на пальцах показать.

Конкретно в случае с обложками для ВхСЗ, мы строили диалог на эскизах. Я прикидывал какие могут быть варианты, показывал Илье, описывал свои ощущения, откуда ноги растут, какие есть pros & cons. Илья отвечал, что ему импонирует и что стоило бы еще попробовать.

Глубже мы уже вряд ли сможем копнуть. Ну в смысле из какого сора растут стихи… все, что в голову загружено, там варится, и когда я приступаю к экскизированию, у меня уже  есть в запасе несколько идей, которые надо прикинуть. Потом, аппетит же приходит во время еды, и начинается: а что если так, а что если сяк. Если тема пошла, и рамки не сильно узкие, может получится достаточно много эскизов.

Мумий Тролль — Восток Х Северозапад

То есть ты хочешь сказать, что нет четкой последовательной логики в том, каким вышел итоговый дизайн, какой там шрифт стоит и т.п.? Это просто удачный синтез и выражение личного вкуса дизайнера?

Нет, ну почему же. Безусловно это синтез, и поиск-перебор каких-то идей. И да, он вряд ли проходит каким-то слишком уж рациональным образом… но опять же, за всех говорить не возьмусь, it depends. Да и у каждого проекта своя история.

Если хочешь, я могу размотать этот клубок назад и попытаться рационально объяснить, откуда что взялось.

Давай, это интересно.

Ну смотри, на входе у нас есть прекрасная фотография, в которой уже заложена идея. И это не сырые исходники фотосессии, это законченный продукт, как его видит автор. Задача дизайнера тут достроить недостающие части обложки, не угробив заложенный фундамент.

Фото по большому счету трогать не стоит. И даже в плане кадрирования. Тот факт, что фигура небольшая, а воздуха много — это элиотовский стиль фотографии (фотограф Eliot Lee Hazel, — прим. ред.). Хотя, конечно, я попробовал различные варианты крупности и расположения фигуры относительно квадрата обложки.

Мумий Тролль — Восток Х Северозапад

Новое написание Мумий Тролль, которое появилось в рамках этого альбома, с одной стороны, вдохновлено самой фотографией и этой узкой вытянутой фигурой. С другой стороны, сам шрифт такой слегка ретро, вполне мог быть на обложке пластинки Юритмикс. Но одновременно и не мог, потому что это все же современный шрифт. То есть это не стилизация как таковая. К тому же как раз пошел тренд на эти контрастные сочетания жирных узких и жирных сверхшироких начертаний.

Потом вот эта палочка и звездочка над Й — это отсылка раннему магнитоальбому Троллей «Ю-Ю», материал для которого был написан еще в 80-х. Обложку для него рисовал, кажется, Илья лично, и там у него был такой ход в логотипе.

Тут есть такой еще интересный момент, что прошлый, 11-й альбом, «Пиратские копии» по сути вел диалог с первым студийным альбомом «Морская». По крайней мере в том, что касается оформления. А новый, 12-й альбом, заглядывает еще дальше в прошлое, и ведет диалог с до-Морской эпохой.

И это же поддерживается еще историей про запись материала. И тот магнитоальбом 80-х и ВхСЗ записывались на старых инструментах на магнитную ленту. (Запись ВхСЗ проходила в Лос-Анджелесе, в частном музее музыкальных инструментов, занимающем историческое помещение одной из первых калифорнийских телестудий, — прим. ред)

Я вижу в этом всем совершенно удивительный паззл из стилистик, персональных историй и глобальных трендов, технических аспектов и эстетических решений.

Отлично. Давай двинемся дальше, внутрь физического издания альбома на СД, внутрь этой черной коробки, похожей на книжку. Это ты придумал такой формат? Что-то я не припомню, чтоб в 80-х, к которым ты так или иначе обращаешься, диски издавались в таком формате, по крайней мере в сегменте масс-маркета.

Здесь опять же у меня были определенные входящие. Ребята из Navigator Records предложили свое видение, как технологически можно реализовать упаковку. То есть непосредственно предложили эту коробку-книжку. Мне оно понравилось, и я не видел смысла изобретать что-то еще. Ну просто ради факта, что, мол, «это я придумал».

Mumiytroll-MockUp

Я только уточнил состав коробки: вместо традиционного буклета мы делаем сет открыток по количеству песен, делаем «плакат на стены» (как пелось в одной из песен МТ) и лист с наклейками.

Мне хотелось, чтоб это был такой сундук сказок. Если человек потратился на приобретение физического носителя, то пусть ему будут всякие приятные бонусы там. Открытку, например, можно повесить на холодильник, или подарить кому-то, или по почте отправить. В общем, эти все элементы могут жить своей жизнью, а не просто лежать в коробке. Надо будет в следующий альбом вложить виниловый браслет.

А! Еще мне очень понравилась идея сделать диск без белой базы, когда черные надписи печатаются прямо по серебру диска. Это опять же отсылка к старой моде, именно так в большинстве своем накатки выглядели раньше.

Мумий Тролль — Восток Х Северозапад

То есть это полноценная «продуктовая» работа, это круто и правильно. Хочется услышать твое мнение: что теряет заказчик, когда ограничивает задачу «рисованием картинки для обложки», вместо того, чтобы делегировать дизайнеру создание образа, легенды продукта в целом?

Если мы говорим конкретно про дизайн для музыки, то я пока не сталкивался с ситуациями, когда клиент просил бы просто картинку для обложки. Я же не художник и не фотограф. Хотя сталкивался с обратной ситуацией, когда у клиента есть только идея или картинка и ему нужно все остальное.

Потом смотри, не все авторы «картинок для обложки» в состоянии создать продукт целиком. Не всякий иллюстратор хорошо разбирается в шрифтах, верстке и подготовке макетов. Компетенции-то у всех разные. Но, да, крайне желательно, чтобы в команде был кто-то, кто отвечает за картину в целом. Условно, арт-директор. Хотя опять же, о каких масштабах мы говорим?

Я где-то у Антона Корбейна в интервью вычитал о том, как он пришел из фотографии в дизайн. Ему не нравилось то, как его фотографии используются в дизайне, у него было свое видение. Поэтому ему пришлось глубже погружаться во все процессы, гнуть свою линию, чтоб сохранить цельность образа и видения. И вот он в моем понимании такой «тру арт-директор», или визионер, я даже не знаю, как его назвать. Он создает визуальную оболочку альбома: от фотосессии и логотипа до обложки альбома, сценографии и видеоклипов.

Разумеется, Антон не делает буквально все сам. Есть множество людей, которые с ним работают, включая в том числе и разного рода дизайнеров. Но именно он отвечает за картину в целом.

Немного проясню свою мысль. Мне кажется, что многим музыкантам необходимо относиться к своим группам как к «проектам», «брендам», смотреть на свои альбомы как на «продукты» и так далее. Чтобы мы потихоньку выползали из своего внутреннего «совка». Возможно для тебя, работающего с музыкантами уровня МТ, такая постановка вопроса кажется естественной. Но то, что я вижу каждый день в своем окружении, меня часто вгоняет в уныние…

Да, соглашусь, что подходить к задаче надо комплексно. Лично я «топлю» за интегрированный подход к дизайну. И на уровне дизайна продукта мне важно какой у нас будет картон, ламинат, размер, формат… То есть как это все будет ощущаться, как с этим взаимодействовать. Можем назвать это дизайном экспириенса. И также на уровне всех остальных коммуникаций: социальных сетей, афиш, пресс-релизов, мерча. Альбом — это же по сути такой метапродукт, суперпродукт, который состоит не только из музыки. Это тема, дискурс, стиль, которые растянуты во времени и помещены в различные пространства и ситуации.

Вообще я хотел еще обсудить тему совместной работы и компромиссов, которые при этом возникают, но это, наверное, тема для отдельного разговора. Давай закончим с логикой, которая стоит за оформлением. Вся внутренность в коробе — уже твоих рук дело?

Да, но тоже до какой-то степени. Я же все равно опираюсь на материал фотографа, на готовые шрифты и т.п. Ну ОК, дизайн открыток — это уже практически моя индивидуальная интерпретация песен МТ. Я слушал песни, читал тексты, пытался прочувствовать их и подобрать наиболее подходящие к ним иллюстрации. А также и сверстать текст таким образом, чтоб в нем прочитывалась структура, ритм песни.

МТ. Открытки
МТ. Открытки
МТ. Открытки

У меня было несколько дизайнерских задумок по оформлению, но в итоге я остановился на самых простых инструментах и подходах. Мне хотелось сохранить это ощущение вневременности, как будто этот дизайн мог быть сделан в 80-х. Что там было доступно? Какие-то плашки, простые геометрические фигуры. Вот, как будто всё собирали в допотопном Кварке (QuarkXPress — программа верстки и некогда индустриальный стандарт сдачи макетов, — прим. ред).

Для каждой открытки я подготовил несколько возможных вариантов оформления. Иногда одни и те же фото повторялись у меня на разных открытках. Потом я сверился с Ильей, мы пришли к шорт-листу, который его устраивает. И дальше я все это выстроил в последовательность с определенной логикой, ритмом, чтоб не было повторов, чтоб были какие-то связи.

Ну и все. На обороте коробки классический треклист, сверстанный опять же как можно проще, без номеров. По принципу «необходимо и достаточно».

В каком-то смысле вот эта одна фотография Элиота и концепции, положенные Ильей в основу альбома, и определили дальнейшее развитие событий.

МТ. Открытки
МТ. Открытки

Ох уже этот Кварк! 8) Верстаки поймут: однажды я проснулся в ужасе от того, что всю ночь во сне двигал макет с газетными полосами, и не мог найти внешние поля, он был бесконечным… К слову об инструментарии. Что предпочитаешь в ежедневной работе?

Это мне знакомо, собирать макет во сне. Мы тут недавно вместе с фанатами Мумий Тролля издали книгу «Вахтенный журнал», ну и в общем во сне я тоже поверстал, правда, мне было легче — я делал это в Индизайне.

МТ. Вахтенный журнал

Если говорить про инструментарий, то в основном пользуюсь головой. По крайней мере пытаюсь. Еще всем этим Адобовским безобразием — Иллюстратор, Фотошоп, Индизайн. Это, безусловно, прекрасные программы. Но у меня очень много вопросов к ним. Адоб превратился в какое-то подобие Микрософта. И, к сожалению, развитой конкуренции тут не наблюдается. У дизайнеров интерфейсов появляются там всякие Скетчи с Фигмами, например. Но когда речь заходит о работе с фото, о работе с векторной графикой, с версткой — никуда не денешься. Индустриальный стандарт.

Люблю всевозможные аналоговые инструменты и процессы. Стараюсь, по возможности, встраивать их в производственную цепочку. Вот, кстати, в фанбуке есть главка о том, как в свое время рисовали сайт для альбома «Амба». По касательной, но все же.

А, ну более актуальный пример, в рамках нашей темы. Надписи от руки на обложках синглов с ВхСЗ. Я прям скидывал Илье пример, как я хочу, чтоб он написал «Не помню зачем». Он сделал несколько вариантов, подобрал правильный маркер. Потом я перерисовал в векторе надпись и вставил в макет. Получилось душевно.

Сейчас стать дизайнером очень просто. Существует масса школ, курсов… Глядя на все это с точки зрения своего опыта, что ты можешь сказать о профессиональном образовании для дизайнера?

Ха-ха, ну тогда сейчас кем угодно «стать очень просто». Дизайнером, фотографом, копирайтером. Купил планшет, зеркалку, прошел курсы сторителлинга…

Глядя на все на это с точки зрения своего опыта, могу сказать только одно: не обольщайтесь. Это же все эффект Даннинга-Крюгера. Только спустя какое-то время ты начинаешь понимать, как много ты еще не знаешь. Мы все в пути, в начале…

А если говорить о традиционном высшем образовании, насколько оно необходимо и может ли оно гарантировать почву в профессии?

А о каком традиционном высшем образовании мы говорим? Когда учился я и те, кто со мной в одно время начинали, — у нас практически не было никакого профильного образования именно в сфере дизайна. Была архитектура, были худучилища, была айти-сфера, и та в зачаточном состоянии.

Сейчас ситуация поменялась, появились факультеты дизайна. Хотя если у нас нет серьезной многолетней школы в стране, кто и что там может преподавать?

Есть, конечно, знаковые заведения типа БВШД… Вообще мне сложно об этом говорить, потому что я оторван от понимания текущей ситуации в этой сфере на постсоветском пространстве.

И опять же у читателей совершенно разная личная ситуация. Кто-то живет в городе с населением 100 тыс. человек и все, что ему доступно — это худучилище в областном центре. А кому-то повезло, и у него есть родители с деньгами, и он может поехать учиться в Британию или Нидерланды.

Тогда может быть достаточно быть самородком и регулярно «качать скиллы»?

Наверное, стоит сформулировать это так: если у вас есть возможность получить профильное образование — получайте. Сделает ли это вас дизайнером? Не обязательно.

Весь этот институт профессий, как мне кажется, трещит по швам. Ну вот эта концепция, что ты выбираешь себе профессию, идешь в вуз, тебя там учат, ты выходишь с достаточным количеством знаний и опыта и можешь приступать к работе. Все, эта эпоха ушла, осталась в прошлом веке.

Работая в креативной сфере, я очень редко встречал людей с чем-то, что можно назвать профильным образованием. Были химики, энтомологи, биологи. Я знаю прекрасного дизайнера — выпускника кулинарного училища. И прекрасного ретушера без высшего образования вовсе. Никто никогда не просил диплом и у меня.

Образование — это бесконечный процесс длиною в жизнь, которым по большому счету рулишь ты сам. В него можно вписать всевозможные виды обучения, включая курсы, мастер-классы, онлайн-занятия, программы высшего образования, опыт работы в командах и проч. Как там было у Вуди Аллена — whatever works.

«Дизайн для музыки», как ты к нему пришел?

Да, в общем-то, наверное, случайно. Так звезды стали. В конце 90-х я увлекся созданием веб-сайтов. Был у меня приятель, диджей, и мы сделали с ним сайт про клубную культуру. Новости там какие-то публиковали, релизы. Сейчас вспоминаю с наивным умилением. Делали всякие афиши и флаеры для вечеринок.

А если говорить конкретно про МТ, то, конечно, музыка нас связала. С легким запозданием, но и по мне проехались жернова мумиймании. Ну а дальше достаточно сложить два плюс два: если тебе нравится дизайн, и если тебе нравится музыка… то что может быть лучше, чем дизайн для любимой музыки?

В эпоху раннего интернета оказалось достаточно просто дотянуться до звезды. Когда деревья были маленькими, реальных имен не было — у всех были никнеймы, и в интернете все общались на ты.

МТ

А как ты относишься к критике своих работ? Вообще кто-то может являться индикатором выполненной работы, к чьему мнению ты прислушаешься?

Никак не отношусь. Мне кажется, что я не занимаюсь тем дизайном, который в принципе подвергается тщательному рассмотрению и критике. Я же не новый автомобиль или айфон придумываю. Людям по большому счету все равно, как там текст в буклете заверстан или какая накатка на диске. Критикуют обычно сам альбом, музыку, исполнителя.

В рамках рабочего процесса я прислушиваюсь к мнению участников. Наверное, мне все же важно, чтобы заказчик остался доволен работой, чтобы она была в первую очередь выражением его вкуса, стиля, задач, а не моей самореализацией.

Сейчас ни один ресурс о дизайне не обходится без темы трендов. Все дружно советуют что моднее, что правильнее, что актуальнее. Помогают ли они в работе? Как ты к ним относишься?

Смотря, что ты делаешь. Если ты делаешь продукт, который должен подстраиваться под текущие вкусы, быть, что называется, в тренде — тогда, очевидно, их надо учитывать. Какие-то тренды мне нравятся, какие-то нет. Но я так или иначе нахожусь под их влиянием.

С трендами какая опасность: делаешь что-то ультрамодное, а через 2 года оно смотрится бесконечно устаревшим. Для вещей, которые автоматически уходят в историю (как, например, обложка альбома) — это не страшно. А с каким-нибудь бизнесом, который работает здесь и сейчас, вышедший из моды фирменный стиль может сыграть злую шутку.

Можешь напоследок дать какой-то совет начинающему дизайнеру? Или порекомендовать что-то… что читать, что не читать, кого слушать, кого не слушать?

Да какой я могу дать совет? Я сам молодой начинающий дизайнер. Только-только начинаю что-то понимать. Лучше бы мне кто сказал, как смотреть на работы мастеров так, чтоб после этого не опускались руки.

Что касается чтения — конечно, надо читать все, до чего можешь дотянуться — от психологии до предпечатной подготовки. И смотреть. Смотреть и делать, делать и смотреть.

Сам я, правда, последнее время читаю все меньше и меньше. Но пользуясь случаем нативно порекомендую два канала в телеграме, если позволишь:

  • Design Bar, который пишет в том числе и про дизайн музыки — Гипнозис, Питер Савил и иже с ними.
  • Ne Znal, в котором публиковались прекрасные tips & tricks по иллюстратору (дизайнер, знай свой инструмент!), а потом вокруг него выросло целое сообщество, готовое делиться полезными навыками.

На этой оптимистичной ноте разреши откланяться.

МТ портрет

Спасибо за приятное и насыщенное погружение!

Вы можете нам помочь

Поддержите проект, чтобы мы могли продолжать работу.

Следующий материал Предыдущий материал