Переосмысление и воссоздание, наследие и редевелопмент стали, пожалуй, ключевыми темами ежегодного, пятого по счету, «АРХ Парохода». По словам заместителя председателя Комитета по государственному контролю и охране памятников Алексея Михайлова, за последние 6-8 лет произошла эволюция восприятия объектов наследия, как культурного, так и индустриального. Если раньше у инвесторов был только один вопрос — а можно ли снести, то сегодня вопрос стоит иначе: что можно с этим сделать, как приспособить для современного использования?
На Архпароходе было анонсировано создание Научного комитета по промышленной архитектуре и искусству при Международном комитете по охране памятников (ИКОМОС). Займется он вопросами реставрации, сохранения и развития объектов промышленного наследия.
Мы пытаемся объяснить не только себе, но и общественности необходимость сохранения тех или иных промышленных объектов
Подходы к работе с промышленной застройкой сегодня только формируются и должны учитывать множество аспектов, в частности, весь современный инструментарий, который есть в руках архитекторов и девелоперов. Их основное отличие от предыдущих решений — в комплексном подходе к работе и деликатном отношении к индустриальному наследию городов.
Если в Москве этот «серый пояс» занимает порядка 20% территории города, то в Санкт-Петербурге – это более 50% от всей городской застройки. Московские и питерские архитекторы, участники Архпарохода, представили несколько диаметрально противоположных подходов к регенерации промышленных объектов.
Опытом редевелопмента старой теплоцентрали в центре Пскова поделился архитектор бюро «Студия 44» Никита Явейн. Проект многофункциональной застройки ТЭЦ на реке Великой — пример бережного девелопмента, в котором только на археологические изыскания ушло более 5 лет. Башня была построена еще до войны и в 40-е годы прошлого столетия была частично разрушена.
Мы проектировали на территории теплоэлектроцентрали комплекс жилых зданий с объектами инфраструктуры, которые должны появиться как раз в здании бывшей ТЭЦ. К «промке» должно быть особое отношение. Если в особняке 19 века ты не можешь взять, разобрать, заново построить – ну не хорошо это, неправильно, то в промышленных зданиях главное — сохранить дух, сохранить сердцевину. И, наверное, для этой архитектуры требуется немного смягчить ту жесткую охранную схему, которая есть сейчас. Может быть не надо наделять промышленный объект статусом памятника, просто надо его бережно сохранять и наделять новой функцией
Игорь Пасечник из питерского бюро «Спецреставрация» отметил, что «промка» приспосабливается сегодня почти под все. В задачу бюро входило приспособление промышленного здания в Санкт-Петербурге — цеха по сборке автомобилей — под функции школы и детского сада в рамках проекта комплексного освоения территории.
В городе высвобождаются огромные территории, и застройщики, которые собираются строить на них жилье, оказываются обременены объектами культурного наследия. Неизменно встает вопрос: что же с этим делать? И мы приспособили старое заводское здание, являющееся объектом культурного наследия, под школу и детский сад. Разделили внутреннее пространство на несколько блоков. Заложили там актовый зал, бассейн. Нам импонирует современный подход к наследию, при котором нужно по возможности сохранять, но действовать мягче — не равнять все под одну гребенку и работать с предметом охраны отдельно, что позволит сделать намного больше.
Наталья Сидорова, бюро DNK ag, рассказала о московском проекте редевелопмента территории завода «Рассвет»:
Наш проект продолжает развиваться и все больше вовлекает бывшую заводскую территорию в жизнь города, сохраняя при этом исторический дух места и дополняя его новыми смыслами. Здесь разностилевая и разнохарактерная застройка: от краснокирпичной замково- промышленной архитектуры мебельной фабрики Мюр и Мерилиз, построенной по проекту Романа Клейна в нач. ХХ века, до заводских корпусов КБ «Лавочкина» и Московского приборостроительного завода сер.ХХ века. Таким образом на территории есть и памятники и не-памятники, и для нас было важно при проектировании выявить и подчеркнуть аутентичные элементы всех изначальных построек и окружения, создать характерную среду и настоящий городской квартал со своей атмосферой, что иногда важнее, чем архитектура отдельных зданий… Благодаря поэтапному редевелопменту, на «Рассвете» естественным образом уже сейчас жилая функция совмещается с культурной, деловой и досуговой. Жизнь кипит на «Рассвете» днем и ночью, а значит вектор развития был определен верно
Наринэ Тютчева (АБ «Рождественка») напомнила про несколько знаковых проектов в Москве: «Красная Роза», Даниловская мануфактура и пр. Эти проекты стали первыми площадками, которые подверглись в конце 90-х редевелопменту. И уже тогда стало понятно, что совершенно нецелесообразно держать в центре города промышленные территории.
Мы со студентами сделали проект «Ржавое кольцо». Изучили индустриальное наследие города и несколько хаотичное его освоение. Это колоссальный территориальный ресурс и к нему необходимо отнестись системно. Мы попытались его осмыслить, разобрали 10 самых удачных проектов редевелопмента промышленных территорий за рубежом и выяснили, что первый фактор их успеха – это наличие объекта культурного наследия. Я всегда говорю, что объект культурного наследия – это не обременение, а подарок для девелопера. Это уже готовый, эффектный, уникальный объект, на котором можно построить весь маркетинг своей площадки. Но подход к определению предмета охраны требует системного пересмотра», — соглашается эксперт, говоря о системе ценностей и о том, что мы хотим сохранить для потомков. – «Договоренность о системе ценностей – это то, чего нам всем сегодня не хватает для качественной работы с объектами промышленного наследия