Фестиваль японского искусства «Японизм»
Идея: Перекрестный год культур России и Японии является основной идеей разработки фирменного стиля и плакатов этого фестиваля. Идея названия «Японизм» пришла из европейского искусства XIX столетия. Японизм – влияние японской живописи на творчество импрессионистов и на стиль модерн и кубизм.
Задача: Показать взаимопроникновения культур запада и востока, синтез культур, путем перекрещения графических элементов двух культур.
Исследования перед началом работы:
- изучение средств взаимодействия всех составляющих искусства востока и запада (Японии и России);
- изучение развития западного искусства 20 го века и его влияние на современный дизайн;
- анализ роли японской культуры в современном западном обществе , а также ее влияние на искусство прошлого века.
Логотип
В слове Японизм нечетное количество букв, а так как квадрат — это строго пропорциональная и симметричная форма, поэтому возникли сложности с компоновкой. Я сделала 2 варианта логотипа. Надпись «Японизм» в логотипе написана кириллицей, некоторые буквы имеют незаконченную форму, и становятся похожими на символ — то есть на иероглиф, в этом также можно проследить синтез культур.
Элементы фирменного стиля
Символами России и Японии были взяты простые геометрические фигуры: круг и квадрат. Круг — как символ востока — совершенство и законченность. Квадрат — как символ Запада — устойчивость, бескомпромиссность. Так же «Черный квадрат» Малевича – это одна из самых известных картин русского авангарда.
Фирменный блок состоит из модуля абстрактных каллиграфических мазков, напоминающих буквы, как часть японского традиционного искусства, и модуля, состоящего из слова «японизм», написанного в разных стилях — букв, состоящие из простых форм, соответствующих русскому (западному) искусству, японских иероглифов азбуки катаканы, напоминающих буквы кириллицы, а так же букв кириллицы, которые имеют незаконченную форму. Все это напоминает символы из японской азбуки, каллиграфические мазки, повторяющие форму букв, или элементы кириллического алфавита.
Эскизы
Плакаты
Поэзия хокку. В плакате я хотела передать ритм поэзии хокку с помощью графических элементов — букв кириллицы, похожих на иероглифы, и каллиграфических мазков, повторяющих формы букв. Поэзия «Хокку» — это свобода поэтического творчества от свода правил и влияния героического эпоса. Цвета плаката нейтральные – серый и белый. Главный акцент на графической составляющей.
Бонсай. Для данного плаката я использовала слово «Бонсай» на японском. Первый иероглиф слова «Бонсай» на японском в точности выглядит как дерево бонсай, поэтому я не стала использовать все слово на японском, а оставила только первый символ.
Японский язык. Плакат «японский язык» — антитеза плаката «Хокку». На них изображены похожие элементы, но плакат «Хокку» изображает хаос, а «Японский язык» — упорядоченность. Он собирает и структурирует вместе все элементы. Я оставила только первый символ.
Театр Но. Для плаката театра я создала иллюстрацию в виде маски театра Но. Маски театра передают спокойное, отрешённое выражение, призванное вызывать полный спектр зрительских эмоций.
Каллиграфия. В данном плакате мне хотелось отойти от стандартных образов, таких как написание иероглифа кистью. В центре я поместила квадратный модуль из абстрактных мазков, который символизирует сосредоточение. Завершает композицию широкий спонтанный мазок кистью.