Если отринуть словесный туман и закрыть глаза, слово «Баухаус» вызывает четкие визуальные ассоциации. Это основные геометрические фигура – квадрат, круг и треугольник, непременно базовых чистых цветов.

«Масштаб» / Василий Кандинский, 1928 год.
«Масштаб» / Василий Кандинский, 1928 год.

Складывается впечатление, что несколько представителей творческой среды устали от тяжеловесного эстетического наследия прошлых эпох и решили начать с чистого листа.

Устала и Германия: Берлин между двумя мировыми войнами жаждал перемен, Берлин бурлил. Именно про немецкую столицу этого периода потом скажут «ревущие двадцатые».

Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 год
Слева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер.
Преподаватели Баухауса на крыше школы в Веймаре. 1920 год Слева направо: Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штёльцль, Оскар Шлеммер.
Портрет Вальтера Гропиуса, основателя школы «Баухаус»
Портрет Вальтера Гропиуса, основателя школы «Баухаус»

В 1919 году немецкий архитектор Вальтер Гропиус, который вращался в кругах самых именитых архитекторов своего времени,  был назначен главной двух соперничающих между собой художественных школ в Веймаре — Школы искусств и ремесел и Института изящных искусств. Он объединил две школы в одну и назвал новую школу «Баухаус», что с немецкого означает «дом строительства».

Сам Гропиус немедленно написал манифест Школы, в котором торжественно провозгласил:

Итак, мы образуем новую гильдию ремесленников без классовых различий, которые воздвигли бы непреодолимую стену между ремесленниками и художниками! Мы хотим вместе придумывать и создавать новое здание будущего, где все сольется в едином образе: архитектура, скульптура, живопись, — здание, которое, подобно храмам, возносившимся в небо руками ремесленников, станет кристальным символом новой, грядущей веры.

Вот эта вот тотальная междисциплинарность по-немецки звучит как Gesamtkunstwerk («гезамткунстверк»), то есть, «произведение искусства, в котором объединилось всё». Термин придумал никто иной как прославленный композитор Рихард Вагнер еще в 1871 году. Гропиус же подхватил идею Вагнера и придал ей неслыханные масштаб и величие.

Следующий материал Предыдущий материал