В прошлом году Сергей со своей командой выпустил альбом «Глубина», оформлением которого занимался Александр Уткин — комиксист, иллюстратор, дизайнер, и иногда — музыкант. Я поговорил с Сашей об их творческом союзе с Сергеем Канунниковым.

Привет, Саш. Возможно мой вопрос покажется банальным, но скажи: это же не первый музыкальный альбом, оформленный тобой, существуют другие?

Привет. Далеко не первый — пятнадцатый. Музыку люблю с раннего детства, и с годами эта любовь лишь крепнет. Так что сотрудничество с музыкантами было неизбежно 🙂

Расскажи как это обычно у вас начинается: раздается телефонный звонок, ты получаешь письмо письмо или озвучивается личная просьба при встрече?

У нас с Возвращением давняя история. Я чувствую и понимаю их творчество и могу предложить созвучный и выразительный графический образ.

Всё началось в 2002 году, когда первый альбом группы Возвращение («Вверх по течению») завоевал сердца поклонников фолк-, рок-, металл- музыки по всей стране. В том числе и моё.

Через несколько лет я подошёл к Сергею Канунникову после концерта, представился и предложил свои услуги (к этому времени я заканчивал университет и уже мог считаться профессиональным дизайнером). К моей радости Сергей согласился, и первой совместной ласточкой стало оформление альбома «Карусель». Следующие несколько лет я прокачивал свои навыки в профессии, а группа Возвращение шла своим непростым музыкальным путём. Но мы с Сергеем поддерживали связь. В 2014 году он предложил мне оформить новый альбом — «Родниковая родина». Результатом мы все остались очень довольны. Так что и на «Глубину» было решено нырнуть вместе.

Мне кажется, что поставить задачу с таким опытом сотрудничества как у вас можно было бы просто сбросив послушать новые записи. Или все-таки был какой-то контекст?

Я вряд ли вспомню точную формулировку, но мы это делали уже не в первый раз, так что всё было довольно привычно. Типа: «Саша, привет, у нас тут готов новый альбом, поможешь с оформлением? Название — «Глубина», тексты и несведёнки вышлю». Естественно, я попросил Сергея рассказать мне о концепции альбома, почему такое название и т.д. Чем больше информации из первых уст, тем лучше.

Наличие у заказчика концепции это важный момент. Можешь о ней в рассказать двух словах?

Помню, Сергей говорил, что этот альбом направлен вглубь человека, а не на окружающую реальность. Мы будто отсекаем себя от внешнего мира, ныряем под воду, в полную тишину и там начинаем прислушиваться к себе, пытаемся понять, что же мы есть на самом деле.

А от чего ты отталкивался в поисках сюжета? Что в итоге вдохновило на эту работу?

Во-первых, конечно сам альбом. Заглавная песня просто потрясающая. Очень ёмкое название. Во-вторых, образ птицы: он и на логотипе группы изначально, и в оформлении прошлого альбома, и в песнях постоянно пролетает. Лёгкость, хрупкость, красота, полёт — все эти «птичьи» характеристики очень подходят музыке «Возвращения». Оставалось «поженить» птичку с глубиной, водой, погружением.

Работаешь с  референсами? Как обычно выглядит этот момент?

Референсы ищу только на этапе отрисовки. Гугл в помощь! «Пузыри под водой». На этапе придумывания концепции и рисования эскизов обхожусь своим воображением.

Мы, конечно же, видим результат работы. Были ли еще варианты, претендовавшие на то, что бы стать финальной картинкой?

Сначала у меня родилась другая идея, которая мне лично очень нравилась. Но Сергей попросил подумать ещё: предложенный вариант не очень точно попадал в настроение альбома. Я всегда прислушиваюсь к мнению заказчика, тем более в такой работе, ведь музыка здесь — главное, а моя задача второстепенная: обернуть вкусную конфету в красивый фантик, но не пытаться конфету выдать за кусок стейка, не вводить слушателя в заблуждение. Со второго раза удалось попасть в яблочко.

Опиши свой основной инструментарий. Техника, кисть, бумага и краски? Что предпочитаешь или чем чаще всего пользуешься?

Карандаши, маркеры, фломастеры, кисточки, сканер, Photoshop и Illustrator от Adobe. Пользуюсь всем в зависимости от задачи. Бывают проекты целиком созданные на компьютере, но чаще всего не обходится без живого рисования хотя бы на начальном этапе.

В случае «Глубины» шрифтовые заголовки, вода и проникающий в неё свет созданы с использованием отсканированных фактур, нарисованных маркерами и кисточками. А пузырики — нарисованы в Photoshop.

Эта работа есть в портфолио, ведь это же не обычный, не рядовой заказ?

Этой работой горжусь, она есть в портфолио. К сожалению, никак не дойдут руки выложить на сайте свои комиксы, издающиеся в Европе и Америке, но всему свое время.

Вообще я с музыкантами сотрудничаю регулярно, хотя и не очень часто, но зато всегда по любви. Так что это был интересный и важный для меня проект.

Как считаешь, важно ли быть поклонником музыкального коллектива, для которого делаешь оформление?

Очень важно. Чем глубже будет прочувствован музыкальный материал, тем более подходящий образ удастся найти. Конечно, можно обойтись профессиональными, продуманными, обоснованными, но зачастую формальными решениями, однако если подключены искренние чувства, то результат по любому будет лучше.

Если немного отвлечься от основной темы, скажи, как ты пришел в дизайн, с чего все началось?

Рисовал с детства, закончил художку, поступил в художественный вуз, закончил и его, ещё студентом начал работать по специальности и делаю это до сих пор. Бросать не собираюсь.

Опираясь на опыт можешь сказать в чем сила или необходимость профессионального образования для дизайнера? Можно ли быть самоучкой?

В любом деле главное желание и готовность посвятить этому делу очень большую часть жизни. Можно учиться в институте, можно учиться в интернете, можно спрашивать совета у признанных профессионалов. Главное — вкалывать и любить своё дело.

Любой продукт — это совокупность знаний, умений, технологий. Что нужно знать дизайнеру, чтобы выполнить подобную работу?

С технической — нужно знать, что такое вёрстка, как подготовить файлы к печати в типографии, владеть программами.

С творческой… Даже не знаю, что нужно «знать».
Ну, например:

Знайте, что у любой задачи есть решение!
Осталось только найти его.

Понимаю, что все субъективно, но все же: что для тебя означают слова «хороший дизайн»?

Хороший дизайн — ясно выражающий идею, передающий настроение и выполненный с чётким пониманием «что это», «зачем» и «почему именно так». Хороший дизайн — это гармонично. Это не всегда красиво в общепринятом понимании этого слова, но это всегда «в тему».

Как ты относишься к трендам в области дизайна? Следуешь им?

Думаю, тренды имеют влияние и на меня, но сознательно я никогда не пытаюсь им следовать. В работе я всегда отталкиваюсь от задачи, а не подгоняю какое-то решение под эту задачу, стараюсь найти гармоничное, а не модное решение. Хотя ничто не мешает ему быть одновременно и модным, но это скорее бонус.

Был ли опыт фриланса или работа в студии для дизайнера — наше все?

Лично я — убеждённый фрилансер и люблю работать дома, в собственном ритме. Но это не обязательно. Многим нравится работать в студии. Главное чувствовать себя на своём месте.

Как ты обычно настраиваешься на рабочий лад? Где черпаешь вдохновение?

В моей работе обычно есть две стадии — придумывание и реализация. Для придумывания не нужно ничего, кроме блокнота и карандаша. Никакой особой настройки. Садишься, думаешь и калякаешь. А когда всё придумал, то остаётся этому придать нужную форму, понятную не только тебе, но и заказчику, и зрителю.

Когда работаю, я постоянно слушаю музыку. Она мне не мешает, а наоборот создаёт настроение и атмосферу. Помимо этого люблю кино, анимацию, комиксы, природу. Всё это помогает мне в работе.

Как сделать так, чтобы работа не превратилась в рутину?

Пробовать разное, отбрасывать то, что не приносит удовольствия, оставлять то, что его приносит.

Какие виды дизайнерских работ ты считаешь своим «коньком»? Почему выбраны именно они?

Я неплохо придумываю, хорошо рисую, достаточно хорошо разбираюсь в шрифтах и вёрстке, и могу всё это совмещать. А главное, мне нравится этим заниматься… У меня есть свой почерк, как мне кажется, но в то же время я владею довольно широким диапазоном изобразительных средств, что позволяет моим работам не быть самоповторами.

Как думаешь, универсальный дизайнер — это реальность или блеф?

Реальность. Хотя, конечно, всё объять невозможно. Я себя считаю достаточно универсальным дизайнером. Я могу нарисовать иллюстрацию в журнал, сделать логотип рок-группе или детскому анимационному сериалу, придумать шрифт целиком, сверстать книгу, оформить сайт производителя семечек или музыкальный альбом, сочинить и нарисовать комикс. Хотя вот моушн-графикой, 3D или дизайном интерьера не занимаюсь. Но если бы хотел, то мог бы и туда шагнуть. Просто меня в эти стороны никогда не тянуло.

Иногда приходится делать проекты, которые не добавишь в портфолио, которые не являются ни предметом гордости, ни творческой реализации. Как быть в этом случае?

Все проекты разные, степень свободы самовыражения в них тоже разная. Не все проекты будут предметом гордости. Если что-то делать совсем претит, то лучше отказаться. А если взялся, то надо сделать как можно лучше. Найти что-то хорошее в проекте, поставить себе хоть небольшую, но творческую задачу в заданных рамках и решить её. И заработать денег, чтобы иметь возможность заниматься творчеством! Но если вся работа радости не приносит, нужно что-то менять.

Есть мнение, что наши местные заказчики редко хотят уникальный дизайн, ориентируясь на какие-то (часто посредственные) решения, проверенные временем. Иногда это бьет по самолюбию дизайнера, не позволяя раскрыться или реализовать интересную идею. Что ты делаешь в подобных случаях, встречая подобный подход?

У меня обычно прекрасные, адекватные заказчики, которые доверяют мне и обращаются именно ко мне, а не просто к «дизайнеру». Так что обычно мне удаётся раскрыться и реализоваться в работе. Если же возникает проблемная ситуация, то я расстраиваюсь немного, потом выбрасываю всё из головы и погружаюсь в новый интересный проект.

Насколько важна оценка твоей работы окружающими? Кто для тебя является авторитетом или индикатором уровня выполненной работы?

Я довольно трезво смотрю на мир, своё место в нём и на своё творчество. В работе мне больше всего важны собственное мнение и мнение заказчика. Если мы оба довольны результатом, то скорее всего попали в цель, а значит, и зритель будет доволен. Конечно, мне приятны позитивные отзывы (и расстраивают недовольные), но они не изменят моего личного мнения о своей работе. Если я считаю, что схалтурил, то сколько не хвали — я останусь не доволен. Если же я считаю, что выложился по полной, то можете ругать, но это уже ваше мнение.

Есть ли собственные проекты, в которых ты реализуешься?

У меня нет как таковой «постоянной работы» — проекты меняются, приходят новые клиенты, возвращаются старые с новыми задачами. Я не скучаю, люблю свою работу и люблю, что она разная.

Сейчас основным делом стало создание серии комиксов Gamayun Tales. При том, что это настоящая работа с нормальной оплатой и вышестоящим начальством (издательство Nobrow) — это целиком и полностью мой проект. Я реализуюсь в нём абсолютно, и никто не влезает в творческий процесс.

Какие творческие планы на ближайшее будущее?

Радикальных смен вектора не планирую. Буду продолжать рисовать комиксы, оформлять книжки и музыкальные альбомы, рисовать логотипы и иллюстрации. Постараюсь делать всё это лучше!

Был ли в жизни ценный совет, который изменил все, в том числе в работе?

Не то, чтобы этот совет изменил всё, потому что к тому времени я уже сам это понимал внутренне и старался действовать именно так, но в словесной форме я это услышал от одного из наших преподавателей в институте: «Нужно работать быстро». Заказчик не будет ждать. В печать нужно сдать в понедельник. У нас уже забронирована дата презентации альбома, а обложки нет. Поэтому надо работать быстро. При этом не теряя качества.

Какой совет сможешь дать начинающему дизайнеру, читающему это интервью?

Люби то, что ты делаешь, и делай это быстро!

P.S.:

Встретиться с кем-то ранним утром в лесу на многотысячном фестивале — легко. Встретить человека, считывающего близкими тебе образами вложенное в музыку настроение — редкая удача.

Александр Уткин
Работы Александра в сети:
Следующий материал Предыдущий материал