Какая бы композиция не звучала: будь то джаз-фанк, поп-рок или лирика, они звучат вкусно. В их образе нет уже набившей оскомину «показной оригинальности» или какого-то «своего собственного музыкального пути», чем грешат большинство появляющихся и исчезающих в никуда исполнителей. Тоже самое и в дизайне альбома — естественность и не легкомысленная простота. В общем все, как я люблю.

Привет. Насколько я понимаю, одноименный альбом группы — это всегда знаковое событие. Как появилась идея оформления? Что тебя вдохновило, что подтолкнуло к сюжету?

Наверное, прежде всего, название. Мне нравится его многозначность. ВСЕСТАНЦИИ — ассоциация и с метро, и с радио, и с космическими станциями, мне хотелось поработать с этими образами. Помню, что вначале возникла идея просто с надписью на двери вагона метро, а затем, когда я стала думать как ее можно обыграть, возникла идея сделать коллаж, насытить его деталями и небольшими пасхалками.

Ребята говорили, что к задаче ты подошла совсем не так, как они ожидали, а по-своему. С чего все началось? Как звучала постановка задачи?

Не помню, чтобы была какая-то конкретная формулировка. В работе с ребятами у меня всегда была большая степень свободы. Я слушала музыку, генерировала идеи, иногда сходу рождались арты, иногда я делала эскизы и мы обсуждали их, но в целом я чувствовала, что мне просто доверяют, и мои идеи людям нравятся. А началось, насколько помню, с личной просьбы. Ведь с частью ребят из ВСЕХСТАНЦИЙ мы знакомы уже очень давно, я помогала им и в других музыкальных проектах. Придумывала и создавала обложки, афиши, даже как-то рисовала видеоряд на концерте в режиме реального времени. Думаю, мы неплохо сработались, постоянно что-то делали вместе и естественным образом так получилось, что этот альбом тоже оформляла я. В итоге получилась интересная работа не только для группы, но, безусловно, и для меня самой, как для художника. Это был классный опыт.

Твоей задачей было только создать сюжет для обложки, или вы обсуждали необходимость проработки того, как альбом будет жить дальше в сети, в плейерах смартфонов, на афишах и так далее?

Обычно, разрабатывая идею, такие вещи держишь в голове. То есть появляется не просто иллюстрация, а какой-то особенный стиль, со своими узнаваемыми чертами. Который затем может появиться и на афише, и в каких-то дополнительных артах, где угодно. Задача разработать обложку, пожалуй, была первостепенной, но если бы понадобилось что-то еще, это было бы несложно сделать в продолжение выбранной стилистики.

В данном случае идея, ставшая лицом альбома, была единственной или были еще сюжеты?

Да, были еще варианты. Был один эскиз, который всем понравился, и изначально хотели использовать его. Но мне хотелось работу довести до какого-то завершенного варианта, и в результате эскиз оставили просто в качестве арта, а обложку сделали другой.

Решение о том, какой сюжет оставить обложку, было коллективным? Помнишь как это было? ))

Помню точно, что была одна коллективная встреча с мозговым штурмом, где мы просто накидывали всевозможные идеи. На тот момент у меня уже были мысли о надписи на двери в метро, было еще много разных предложений не только для обложки, даже какие-то эскизы в материале. Это был не просто разговор об обложках альбомов, это было важно, чтобы понять чего ребята хотят от визуального стиля группы, как они это видят, как вижу я, и как удобнее строить саму работу. Далее мы общались в основном онлайн, в общем диалоге. Там, по-моему, итоговая идея и была принята.

Для того, чтобы продемонстрировать идею, ты использовала референсы?

Да, как только возникла мысль о коллаже, я отправилась искать примеры, ведь коллаж может выглядеть совсем по-разному. Мне важно было визуализировать для себя разные подходы, чтобы понять как не упустить идею и передать необходимую атмосферу. Ну и, конечно же, для самого коллажа нужны были изображения. Поэтому за материалом я отправилась в метро.

Скажи, а тема необходимости издания альбома на CD обсуждалась? Сейчас же совсем малая часть слушателей покупает диски, и многим достаточно скачать их из сети. В итоге только малая часть слушателей видит альбом в глянце, остальным оказывается достаточно небольшого квадратика на экране компьютера или телефона. Как ты к этому относишься?

На начальном этапе я думала о том, как оформить список песен, то есть представляла именно CD. Дело в том, что я делала полностью оформление для дисков и ранее, поэтому для меня это было естественно. Но, видимо, в итоге остановились на том, что выложить альбом онлайн будет достаточно. Почему и как пришли к этому, честно, не помню )

В продолжение предыдущего вопроса: как ты думаешь, зачем выпускать альбомы на твердых носителях в наше время?

Лично мне нравится тема работы с альбомом как с объектом. Это не просто треклист и картинка, это что-то большее. Мне очень нравится, когда к альбомам на виниле или на диске идут дополнительные бонусы вроде артбука, журнала, газеты (например, у Radiohead к The King of Limbs была целая расширенная версия в коробке: с диском, пластинками, газетой с артворком и текстами, очень крутое оформление, и так довольно часто делают, особенно за рубежом). Конечно, скачать и послушать просто очень удобно, быстро и без лишнего места на полке, но если есть возможность получить знаковый для тебя альбом в таком расширенном издании, это здорово. Я была бы счастлива разрабатывать такие проекты.

Иллюстрация для альбома «Двумя минутами ранее» группы Марсоход один. Катя Зуева.
Иллюстрация для альбома «Двумя минутами ранее» группы Марсоход один. Катя Зуева.

На одном из сайтов я видел фото коллажа в процессе работы. Ножницы, бумага, карандаши — все это внушает уважение и добавляет порцию любопытства. Какие еще инструменты используешь в работе?

Я очень люблю пробовать разные техники и экспериментировать, поэтому инструментарий для работы в материале практически неограничен. Это и краски, и карандаши, и пастель, и кусочки бумаги, ткани, и многое-многое другое. Я очень неравнодушна к фактурам, поэтому для их создания постоянно пробую что-то новое. Мне кажется, что у меня большая часть предметов с кухни уже перекочевала в мастерскую из-за этого.  Конечно и у компьютерной графики масса собственных плюсов, да и как можно обойтись без обработки и предпечатной подготовки, поэтому я работаю и в программах  Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign. Но на данный момент все-таки больше люблю работать в материале. Как-то я читала интервью с Джоном Бергом, человеком, который был креативным директором Columbia Records в 60–80-х. Он рассказывал о том, как в то время работали с идеями для музыкальных обложек. Предположим, что нужна обложка с надписью на поле. Находится реальное поле, нанимается тракторист, который пишет надпись по разработанной схеме, с вертолета ведется натурная съемка. Конечно, сейчас подобное можно сделать и в графическом редакторе, но сколько творчества в этом процессе! Я в восторге от такого подхода.

Абсолютно согласен и присоединяюсь. Насколько я понимаю дизайнеры, работающие с натуральными материалами, да еще и в различных техниках, однозначно имеют за плечами профильное образование?

Да, у меня это специальность дизайнера по текстилю, если ты об этом. В 2007 году я поступила в институт, и примерно в то же время сделала свой первый арт (что-то вроде логотипа) для группы, где как раз играла часть ребят из нынешних ВСЕХСТАНЦИЙ 🙂 Группа называлась Imagine nothing. Во время учебы, конечно, свободного времени было по минимуму, но периодически я помогала с дизайном обложек, каких-то картинок и артов, и кроме музыки работала с иллюстрациями, логотипами. Конечно, по-настоящему все началось уже после института, в 2013 году, и с тех пор идет по нарастающей.

Но я думаю, что не обязательно иметь профильное образование в общепринятом смысле этого слова, то есть классические 5-6 лет в художественном ВУЗе с академическим подходом и всем вытекающим. Профильное образование может помочь, а может наоборот, мешать раскрепоститься, есть и такие примеры. Главное, на мой взгляд, как в профессии дизайнера, так и в любой другой — увлеченность и желание учиться. А где учиться: в институте, на курсах, онлайн, по книгам, по примерам — каждый выбирает для себя сам. Лично мне, пожалуй, важно было получить профильное образование.

Скажи пожалуйста, можно ли быть сегодня дизайнером-самоучкой? В чем сила или необходимость профессионального образования?

В этой профессии есть как потрясающие самоучки, так и люди с профильным образованием, не способные развиваться дальше каких-то базовых вещей.  Мне кажется, что нет ничего ценнее желания учиться и, как следствие, опыта. Профильное образование дает базу, навык усваивать и самостоятельно искать информацию, какие-то практические вещи, поэтому да, это важно. И я рада, что получила его. Но также очень важно, чтобы человек не расслаблялся, даже имея диплом графического дизайнера, не оставался на месте.

А что нужно знать дизайнеру, чтобы выполнить подобную работу?

Что и зачем он хочет сказать. Остальное — технические моменты.

Ты работаешь в идеальных условиях: в своей мастерской и на фрилансе. Как ты относишься к работе в студии? Был такое опыт, или фриланс для дизайнера — наше все?

Работа на фрилансе — наше все. Но я думаю, для каждого существуют свои идеальные условия. Мне нравится фриланс, потому что проекты приходят самые разные, потому что контролируешь, принимаешь решение и выбираешь задачи ты сам. Я же занимаюсь иллюстрацией и графическим дизайном, работаю с самыми разными проектами: от создания логотипов до организации и оформления фестивалей. На досуге занимаюсь собственными проектами, а еще батиком и ручной росписью по ткани. Вообще я стараюсь постоянно развиваться, осваивать новые творческие области, ставить себе непривычные задачи. Но с другой стороны, твой дом — твое рабочее место, и нужно уметь очень четко организовать рабочий процесс. Иначе его просто нет, и так иногда не хватает взгляда со стороны. На данный момент я работаю практически только на фрилансе, но поработать в студии мне тоже интересно.

Какие собственные проекты, если не секрет?

Не секрет, конечно. Сейчас я работаю над своей книгой. В голове витает пара идей для артбуков, и проект, который сложно поддерживать постоянно ввиду нехватки времени, но я регулярно к нему возвращаюсь — это ручная роспись ткани и батик. Я придумываю и расписываю платки, шарфы из шелка и шерсти. Спокойное, медитативное занятие для души.

Скажи, а в каких видах дизайнерских работ ты чувствуешь себя как рыба в воде?

Я выберу по принципу «мне больше всего нравится» и «больше всего опыта». И это, безусловно, дизайн для музыкантов (обложки альбомов, афиши, арты), мероприятий (афиши, флайеры и прочая полиграфия, идеи по оформлению) и иллюстрация.

Приходя в мастерскую утром как ты настраиваешься на рабочий лад? Что тебя включает в рабочий процесс?

Мне важно поймать волну, почувствовать определенное настроение. В этом очень помогает музыка, или, наоборот, тишина. Раньше я недооценивала роль референсов, сейчас пользуюсь ими постоянно. Настроиться на определенный лад, получить эмоцию, начать ассоциировать, даже просто вдохновиться красотой образа или техники художника — очень важно. Ну и, конечно, свое пространство, где все под рукой, мне тоже очень помогает.

В поисках образов или идей я часто зависаю на очередной порции трендов, которыми пестрят дизайнерские ресурсы. Как ты к ним относишься?

Следить за трендами, конечно, нужно. Дизайн идет в ногу со временем, поэтому дизайнеру важно быть «в теме». При этом слепо следовать трендам совершенно не обязательно. Здесь важно поймать волну, и при этом решать задачу с понимаем того, что, для кого и зачем ты делаешь.

Для тебя универсальный дизайнер — это реальность или блеф?

Универсальный — значит занимающийся всеми видами дизайна разом? Честно, не встречала. Мне кажется, человек будет очень хорош в том, что по-настоящему любит, а любить все сразу — значит ничего вполне.

А насколько тебе важна оценка работы окружающими?

Дизайн, как правило, решает определенную задачу. С этой точки зрения понятно, как его можно оценить, решает он её или нет. С эстетической точки зрения, конечно же, сложнее, — часто это превращается в вопрос вкуса.  Но глупо упираться в пресловутое «я так вижу». Если в ответ на представление дизайна слышатся возмущенные голоса, то стоит прислушаться, понять и решить, веский ли это аргумент для переработки.

Как быть в ситуациях, в которых приходится брать в работу проекты, которые не добавишь в портфолио, или хуже того, которые не являются предметом гордости, творческой реализации или желания?

Я думаю у всех, особенно у фрилансеров, бывают периоды, когда берешь работу просто потому, что нужна работа. В этом случае нужно понимать, зачем ты это делаешь и что это временный этап. И ни в коем случае не впадать в отчаяние.

Есть мнение, что наши местные заказчики редко хотят уникальный дизайн, ориентируясь на какие-то (часто посредственные) решения, проверенные временем. Иногда это бьет по самолюбию дизайнера, не позволяя раскрыться или реализовать интересную идею. Что ты делаешь в подобных случаях, встречая подобный подход?

Как и в предыдущем случае важно понимать, зачем ты это делаешь. Обычно такой подход нетрудно выявить уже при первом разговоре с заказчиком и у тебя есть возможность рассудить, стоит ли браться за такую работу. Это путь наименьшего сопротивления. Другой момент в том, что заказчик хочет что-то проверенное не просто так, его задача — развивать свой бизнес. Он не просто так хочет «подобный дизайн» (логотип, визитку, сайт и т.д.), он знает, что тот дизайн работает. Нужно остановиться, убрать эмоции и попытаться понять, какую задачу нужно решить, почему ее решает «тот дизайн». И, проанализировав ситуацию, предложить свой вариант, который эту задачу решает не хуже. Если клиенту адекватно и основательно объяснить свою точку зрения, он почти наверняка прислушается или хотя бы вступит в диалог.

Я приятно удивлён. Для творческого человека у тебя очень трезвый, деловой подход. Что для тебя «хороший дизайн»?

Это дизайн, в котором гармонично сочетаются красота и функциональность.

Как ты относишься к музыке, которая сейчас в твоей обложке?

Мне важно, чтобы музыка нравилась, цепляла. Если прослушивание вызывает у тебя эмоции и в голове уже начинают проявляться какие-то образы и картины, это определенно заявка на успех.

«Воздушный корабль», из серии The woods creatures. Катя Зуева.
«Воздушный корабль», из серии The woods creatures. Катя Зуева.

Какие творческие планы на ближайшее будущее?

Работать, учиться, расти. Завершить часть проектов, взяться за новые. Приобрести какой-нибудь новый классный навык. Вот, к примеру, давно мечтаю освоить каллиграфию и леттеринг.

Был ли в жизни ценный совет, который изменил все, в том числе в работе?

Очень сложно выделить какой-то один совет. Мне посчастливилось общаться с многими чудесными и талантливыми людьми и все то, чем они делились, ценно.

Какой совет сможешь дать начинающему дизайнеру, читающему это интервью?

Не бояться и двигаться вперед, развиваться и делать, постоянно делать.

«Автопортрет». Катя Зуева.
«Автопортрет». Катя Зуева.
P.S.

«Красота в музыке — в простоте и естественности».

Эту цитату Петра Ильича Чайковского я запомнил, наблюдая ее в школьные годы в красивой рамке на стене класса на уроках музыки. С той же легкостью, простотой и естественностью дизайнер делает незнакомые нам вещи близкими, наиболее точно доносит мысли и образы, заложенные музыкантом в концепт музыкального альбома. И лично у меня эта работа вызывает восхищение.

Работы Кати в сети:
Вы можете нам помочь

Поддержите проект, чтобы мы могли продолжать работу.

Следующий материал Предыдущий материал