Погружаясь «Под воду» с головой
Одним из открытий 2018 года для меня стал дебютный альбом квартета из далёкого Мурманска, завораживающий обилием дисторшнов, дилэев и пронзительным вокалом. «Деревянные киты»: пять песен, пропитанных «суровой северной природой, атмосферой Мурманска и состоянием влюбленности с его частыми сменами настроений». Первый студийный релиз «Под воду» я прослушал на одном дыхании, после чего он занял свое место в моем плейлисте.
570Причем впечатлила не только музыка, но и художественное оформление альбома. И я не был бы собой, если бы не стал копать дальше. Стало интересно познакомиться с человеком, который умело раскрашивает яркими красками нашу монотонную жизнь…
Так появился разговор с Таней Бобровой — иллюстратором из Екатеринбурга, оформившей первый альбом «Деревянных китов».
Слушайте Под воду — Деревянные киты на Яндекс.Музыке
Привет. С чего все началось? Был телефонный звонок, письмо, чья-то личная просьба или рекомендация?
Думаю, что в один момент все сошлось так, как должно было быть, и, как говорится, мы оказались друг для друга в нужное время в нужном месте. Дело в том, что в прошлом году в Инстаграм я активно вела «Графический дневник», в который каждый день выкладывала новую иллюстрацию. При этом была подписана на девчонок из группы «Деревянные Киты». Однажды получила ответный лайк от Кати (барабанщицы) к своей очередной картинке. И, недолго думая, она предложила мне нарисовать им обложку.
Как звучала постановка задачи? «Хотим что-то неординарное», «Послушай наш новый альбом и придумай сюжет» или что-то еще?
Группе понравились мои иллюстрации и графический язык, которым я выражаю свое видение предметов или эмоций. Поэтому они полностью доверились мне, скинув все свои записи.
Что тебя вдохновило на эту работу? Был ли какой-то сюжет, от которого ты отталкивалась?
Тут всё дело не в вдохновении, а в определённых ассоциативных образах, которые появлялись при прослушивании альбома. Поэтому на пару дней я погрузилась «Под воду» с головой.
Как строился рабочий процесс? Ты собирала референсы, делала эскизы?
Неким референсом, а точнее отправной точкой для сюжета послужила одна из тех картинок, которая как раз и привлекла внимание девчонок к моему творчеству.
Ок. А к реализованной идее пришли сразу или были еще варианты? Принят был твой вариант, или пришлось идти на компромисс?
В ходе работы я сразу подготовила пару вариантов одной идеи в нескольких цветовых решениях. Ребята оперативно утвердили идею и эскиз, поэтому я в своё удовольствие довела работу до состояния законченной обложки.
Интересно, вы обсуждали эту идею и возникающие ассоциации? Можешь вспомнить, какими словами выражалось согласие девчонок?
Да, девочки хотели, чтобы я полностью доверилась своей интуиции и погрузилась в альбом, сделав обложку в своём стиле. И они выражали своё согласие очень ёмко и по девчачьи задорно: «Респекты!», «…идея крутая, можно дальше с ней работать!», «мне нравки!»
Кстати, важно ли быть поклонником музыкального коллектива, для которого делаешь оформление?
Я стараюсь создавать только то, что мне интересно, а следовательно и для того, кто интересен мне.
Могу сказать что не все могут себе это позволить… А это первый музыкальный альбом, оформленный тобой или существуют другие?
Нет, есть и другие. Были обложки и для других коллективов, а так же полноценный фирменный стиль. К сожалению, те музыканты, для которых я делала оформление раньше, по каким-то своим мотивам редко используют разработанное оформление для мерча и прочего.
Приятно, что эта работа не из их числа. Как я понимаю — это же не рядовой заказ…
Да, это была интересная работа, и вместе с ней возникло интересное знакомство.
Она есть портфолио? Где можно посмотреть другие работы?
Нет, но всему своё время. Хотела выложить как раз-таки оформление двух альбомов сразу, как только выйдет второй альбом. А все мои работы можно посмотреть на страничке Behance.
Мерч у «Китов» твой?
Мерч мой, кроме изображения Китов. Вообще я очень много сделала разработок, которые со временем ребята будут внедрять, я надеюсь. И как раз к выходу второго альбома мы планируем обновить группу ВКонтакте и привести в порядок визуальную составляющую.
Я не видел этот альбом в продаже кроме электронной версии. Он издан на CD?
Нет, ребята принципиально решили создать кассетный вариант этого альбома и электронную версию. Второй альбом планирует писать ещё и на виниле.
У тебя интересный стиль. Глядя на твои работы я понимаю, что в них — не только карандаш и Photoshop. Можешь описать свой инструментарий? Чем предпочитаешь работать или чаще всего пользуешься?
Обожаю мягкие графические материалы: соус, графит, уголь, сангина, пастель (это моя слабость). А так же рисую в Adobe Photoshop, где балуюсь с кистями, текстурами, которые изначально делаю вручную.
У тебя есть профильное образование? В чем его сила или необходимость для иллюстратора или дизайнера? Как думаешь, можно ли быть самоучкой?
Я учусь на графического дизайнера в УрГАХУ (Уральский государственный архитектурно-художественный университет) и преподаю на кафедре графического дизайна в художественном училище им. И.Д. Шадра, которое в своё время закончила. Однако сама не стала бы называть себя «дизайнером», т.к. по большей части я иллюстратор, и именно это помогает мне создавать оформление, графическое решение для чего либо. Убеждена, что любое профильное образование всё таки важно и нужно, но по-настоящему полезным оно будет только в том случае, если учишься у настоящего мастера. Вот именно этот обмен, который происходит между студентом и мастером – драгоценный опыт. Сейчас в наших ВУЗах этого всё меньше, и люди совершенно спокойно занимаются самообразованием.
Как зовут твоего мастера? Можешь о нем рассказать?
Крюков Максим Михайлович — ведёт меня и направляет в профессиональном плане. Благодаря ему кафедра графического дизайна в художественном училище стала занимать важное место. Именно он всеми силами внедряет в учебную программу что-то новое, постоянно совершенствуя сам процесс учёбы, что очень важно для ребят, которые приходят после 9-го класса и не всегда понимают, в чём их сильные стороны.
И не могу не сказать про своего педагога Паздникова Ивана Васильевича из художественной школы, который научил замечать окружающий мир, анализировать его, и интерпретировать по своему. Он художник и педагог, поэт и музыкант.
Да, сейчас многие говорят о самообразовании, интернет пестрит различными методиками или курсами… Но ты можешь выделить какие-то аспекты обучения, которым нужно уделять больше внимания, чтобы достичь результата?
Я думаю, что самое главное в любой работе – это система. Если ты занимаешься чем то систематично, регулярно и плодотворно, то со временем это, во-первых, войдёт в привычку, во-вторых, значительно повысит опыт, уровень работы и сам навык.
А чем увлекаешься кроме иллюстрации?
Неровно дышу к детской литературе с иллюстрациями… Особенно к винтажным изданиям. Вообще люблю всё бумажное, тактильное. В свободное от работы время рисую для себя — это некий способ диалога или, скорее монолога.
Мысль, которая возникла сразу: у тебя семья художников в семи поколениях, и ты рисовала с самого детства. Это так? Кем планировала стать, будучи ребёнком?
Совсем нет. В детстве хотела попасть в сказку и рисовала мало, даже не планировала связывать свою жизнь с творчеством. Но когда пришла в художественную школу — там обнаружила в себе тягу к изображению, и стала искать в себе свой авторский графический язык. Хотя это получилось не сразу.
Что помогает «зачерпнуть» вдохновение? В каких условиях ты обычно легче всего настраиваешься на рабочий лад?
На самом деле мне очень важно, чтобы люди доверяли мне. Именно это является лучшим настроем на рабочий лад. Сны, обычные мелочи жизни, персонажи, сценки на улице, случайные пятна на стенах или асфальте, остатки соуса на тарелке, тени, отражения — всё это может возбудить меня.
Модное слово «скетчинг»? Практикуешь?
Безусловно. Зарисовки это неотъемлемая часть художника, дизайнера. Но я называю их по своему — «корявки». Обычно эти «корявки» самые живые и родные.
А что нужно знать дизайнеру, чтобы выполнить подобную работу?
Необходимо понимание цвета как такового и отношения цветов между собой. Очень важно уметь работать с композицией в формате. И конечно же разбираться в классификации шрифтов и типографике в целом.
Для меня типографика сродни шаманству. У тебя есть любимые гарнитуры или те, которые актуальны для тебя сейчас?
Да, это сложный аспект. В последнее время в работе пользуюсь гротесками, которые обладают некой нужной в наше время «прозрачностью» (PT Sans, Roboto, Fira). А вообще то очень люблю авторские шрифтовые вещи, как например рисованный шрифт Льва Збарского. Шрифт Perpetua очень красив и лаконичен, тем самым надёжен.
Можешь посоветовать литературу для иллюстратора, которая учит правильным вещам?
Лучшая литература — это окружающий мир: смотреть, много смотреть и замечать, зарисовывать. А вообще я советую больше знакомиться с биографиями художников, иллюстраторов, их творчеством.
Предпочитаешь фриланс или студию?
Имею лишь опыт фриланса. В студии не работала ни разу. Наверное, всему своё время и любой такой опыт интересен.
Как не превратить свою работу в рутину, есть совет?
Нужно не бояться пробовать новую технику, инструменты, и конечно же, уметь переключаться, быть мобильным. Порой просто необходимо тупо отдохнуть, если глаз «замылился».
Сейчас на каждом углу кричат о трендах. Как ты к ним относишься? Следуешь им? Вообще, для иллюстратора это важно — быть в тренде, ориентироваться что «свежо», или нет?
Думаю, что сейчас так много всего, различные техники, приёмы – делай не хочу. Поэтому в такие моменты важно не потерять «свою линию», ведь многие иллюстраторы сейчас просто берут чей-то приём и используют его в своих работах. Хотя я стараюсь отслеживать то, что происходит здесь и сейчас, что делают молодые ребята, а так же «старички» своего дела, всё таки не следую каким-то «модным» канонам, а доверяю своей интуиции.
Какие виды дизайнерских работ ты считаешь своим «коньком»?
Я люблю жанр иллюстрации, а значит комфортнее себя чувствую в работе над созданием графического языка, стиля как такового.
У меня когда-то стояла задача найти иллюстратора, способного перенести изображение кукольного персонажа в веб. Автор отметал все мои предложения, мотивируя тем, что иллюстраторы не могут передать «мех», «мягкость» и «пушистость» персонажа. Как бы ты решала подобную задачу?
Иллюстратор на то и иллюстратор, чтобы «иллюстрировать», а значит искать альтернативные, интересные способы передать что-то понятное, привычное глазу с помощью непривычного, нетипичного. Скорее всего я бы сразу взялась за пробу различных материалов, которые могут помочь передать ту или иную текстуру.
Важна ли оценка твоей работы окружающими, или «я — дизайнер, я так вижу»? Кто в данном случае является авторитетом или индикатором уровня выполненной работы?
Что касается именно дизайна, то всё-таки к народу надо прислушиваться, но и не поддаваться! Вообще это очень важный этап, когда твоя работа выходит в жизнь. И именно твой собственный взгляд на неё уже не за рабочим столом, а как человека со стороны, который оказывается совершенно иным, раскрывает более цельную картину.
Понимаю, что все субъективно, но все же: «хороший дизайн» — что этот термин значит для тебя ?
Хороший дизайн — это чистый ключ, который бьёт среди болота.
И как быть, если приходится делать проекты, которые не добавишь в портфолио, или хуже того, которые не являются предметом гордости, творческой реализации или желания?
Нужно быть честным с самим собой: либо не стесняться такой работы, либо просто научиться от неё отказываться, если она всё таки приносит какой-то дискомфорт.
Часто бывает ситуация, когда ты заранее видишь, что это не твой заказчик, что придется отказаться? Или это становится понятно только в процессе работы?
Без таких ситуаций пока что никуда. Но исходя из задач, поставленных заказчиком, я сразу понимаю: нужно ли мне это, интересно ли мне это сейчас.
Как ты думаешь, универсальный дизайнер — это реальность или блеф?
Тут каждый сам выбирает. Как показывает опыт, оформительские работы строятся по общим правилам, принципам, механизмам или схемам… А дальше уже всё зависит от тебя.
Бытует мнение, что наши местные заказчики редко хотят уникальный дизайн, ориентируясь на какие-то (часто посредственные) решения, проверенные временем. Иногда это бьет по самолюбию дизайнера, не позволяя раскрыться или реализовать интересную идею. Что ты делаешь, встречая подобный подход?
Если честно, то каждый раз, оказываясь в такой ситуации, стараюсь учитывать и пожелания заказчика, и нагло проявляю все свои сильные стороны, стараясь тем самым убедить, что так, как я хочу, тоже можно!
У тебя есть собственные проекты, в которых ты реализуешься помимо основной работы?
Рисую. Собственными проектами является моё собственное творчество в виде графики.
Можешь поделиться творческими планами на ближайшее будущее?
Хочется больше живых, свежих заказов и сотрудничества с интересными людьми. Очень хочется попробовать себя в оформлении пространства. И есть давняя мечта проиллюстрировать детскую книгу, или же вовсе что-то анимированное.
Не знаю как с пространствами, но с детскими книгами и анимацией — это же просто. Немного погуглить, найти авторов и предложить им сотрудничество… Либо разместить свое предложение в соцсетях… В крайнем случае — принять участие в конкурсах. Был такой опыт?
Планирую как раз за это взяться. А в конкурсах да, периодически участвую. Недавно попробовала себя в конкурсе «сёнрю» от Виктора Меламеда, также участвовала в Нидерландском конкурсе иллюстрации «the stArt award»: нужно было сделать иллюстрации к Маугли.
Был ли в жизни ценный совет, который изменил все, в том числе в работе?
Конечно.
Делай всё сам. Не делаешь — смотри как делают другие — замечай.
И напоследок. Какой совет сможешь дать начинающему дизайнеру, читающему это интервью?
Бумага и карандаш – лучшие друзья 8)
P.S.
В детстве на уроках рисования я обожал дни, когда преподаватель объявлял рисунок на свободную тему. Я рисовал трёхмачтовые корабли и танки в три четверти, чему немного завидовали мои друзья. Позже я научился воспроизводить портрет Брюса Ли по памяти и безумно гордился собой. В двадцать четыре я пошел в художественную школу, в которой занимался в одном классе с девятилетними балбесами, косившимися на меня, не понимая, как это я добровольно «обрекаю себя на эти муки»… С тех пор я нежно и даже трепетно отношусь к профессии иллюстратора. Это волшебные люди!
Увидеть работы Тани можно в её профиле на Behance или Инстаграм (@vorovkavitaminov).