Три прекрасных девы Баухауса
В истории школы Баухаус множество мужчин, имена которых у всех на устах: Йозеф Альберс, Василий Кандинский, Людвиг Мис ван дер Роэ и Пауль Клее. Женщины же Баухауса часто упоминаются в учебниках истории искусства как жены своих коллег-мужчин или их музы. Тем не менее, творческое величие прекрасных дев Баухауса достойно того, чтобы вытатуировать их имена на подкорке мозга. Или хотя бы на на груди в подключичной ямке…
527В громком и пронзительном манифесте Школы Баухаус говорится о том, что в классах Школы «приветствуют любого человека с хорошей репутацией, независимо от возраста или пола». Но мощный гендерный уклон всё же властвовал над умами создателей образовательной программы. Студентам женского пола, например, было рекомендовано заниматься ткачеством, а не сферами, в которых доминировали мужчины. Мужчины были свободны в своем выборе и могли заниматься живописью, резьбой или архитектурой. Основатель Баухауза Вальтер Гропиус поощрял это разделение своим твердым убеждением, что мужчины способны мыслить в трех измерениях, а вот женщины могут справиться только с двухмерным измерением.
Сегодня, спустя сто лет со дня основания Школы Баухаус, отношение к ученикам школы пересматривается, и многие студентки школы шовинистической эпохи сегодня, наконец, признаны. Ткачи, промышленные дизайнеры, фотографы и архитекторы, такие как Анни Альберс, Марианна Брандт и Гертруда Арндт, сыграли важную роль в ярких переменах в сфере искусства, которые последовали за закрытием школы.
Анни Альберс
(1899 – 1994)
Анни Альберс прибыла в Баухаус в 1922 году с надеждой продолжить изучение живописи, которое она начала в Школе декоративно-прикладного искусства в Гамбурге. Но Вальтер Гропиус непреклонен, «живопись – не для женщин», – говорит он, и к 1923 году она проводила большую часть своего времени в школьной ткацкой мастерской, где быстро становится мастером станка. Под влиянием Пауля Клее и «того, что он делал с помощью линии, точки или мазка кисти», Альберс при помощи ткачества создала авторский визуальный словарь.
Ее ранние гобелены оказывали значительное влияние на развитие геометрической абстракции в изобразительном искусстве, наряду с работами нескольких ее коллег из Баухауса, в том числе ее мужа Джозефа Альберса, с которым она познакомилась в школе.
Альберс исследовал функциональные возможности текстиля с той страстью, которую хотела отдать живописи. В 1930 году она разработала хлопковый и целлофановый занавес, который одновременно поглощал звук и отражал свет. В 1931 году она была назначена руководителем ткацкой мастерской и стала одной из первых женщин в Баухаузе, имевшей такую власть. Альберс прославилась благодаря тканям, которые она создала для таких крупных компаний, как Knoll. Кроме того, она была первой женщиной-художницей, которая провела персональную выставку в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1949 год).
Марианна Брандт
(1893 — 1983)
Ранние работы Марианны Брандт настолько впечатлили художника Ласло Мохоли-Надя, что в 1924 году он представил ей место в мастерской по металлу. А это было запрещено: по словам Вальтера Гропиуса женщины дисциплиной «металл» заниматься не способны.
За короткую эпоху Баухауса Марианна создала предметы, ставшие иконами дизайна. К ним относятся пепельница, напоминающая половинку металлического шарика – она находится в экспозиции музея MoMA; серебряное ситечко для чая– находится в экспозициях Нью-Йоркского музея Метрополитен лондонского Британского Музея.
За годы работы в Баухаузе Брандт стала одним из самых знаменитых промышленных дизайнеров Германии. А после того, как Мохоли-Надь покинул пост руководителя металлургической мастерской в 1928 году, именно Марианна Брандт заняла его место, потеснив мужчин, претендовавших на эту должность. В том же году она разработала один из самых коммерчески успешных объектов школы: самый продаваемый настольный светильник Kandem. Покинув Баухаус в 1929 году, Брандт стал директором конструкторского отдела компании Ruppelwerk Metallwarenfabrik GmbH.
Гертруда Арндт
(1903 – 2000)
Гертруда Арндт мечтала стать архитектором. Но как и многие девушки, приехав в 1923 году в Школу Баухаус она узнала о запрете на архитектурный класс: «женщина не способна мыслить трехмерно».
Гертруда пожала плечами и пошла учиться ткать в ткацкие мастерские, где создавала лаконичные геомерические паттерны. Один их ее ковров даже украсил пол кабинет директора Баухауса Вальтера Гропиуса.
Несмотря на успехи Арндт в ткацком деле, именно ее фотографическая практика, которую она оттачивала за пределами мастерских Баухауза, оказала огромное влияние фотоискусство и искусство тех лет.
Изучая фотоискусство, Арндт начала снимать окружавшие ее здания и городские пейзажи. Кроме того, она помогала архитектурному бюро своего мужа, фотографируя их строительные площадки и здания. Но самым известным ее творением стала серия художественных автопортретов под названием «Маски». В этой серии Арндт исполняет ряд традиционных женских ролей и носит множество масок, кружев и шляп. Гертруда Арнтд считается важной предшественницей таких артисток-феминисток как Синди Шерман.