Раньше мы называли это жизнью, теперь мы называем это «Онлайн»
Что происходит с искусством во время санитарного кризиса? Что из того, что возникло в этот трагичный, но созидательный период останется с нами надолго, а что окажется не более чем яркой, но недолговечной приметой карантинного времени?
8922 мая в рамках премии «Headliner года», учрежденной ГК «КОРТРОС» в 2017 году, стартовали еженедельные онлайн-дискуссии цикла «Академия хедлайнеров». И первой темой для обсуждения стало «Искусство в изоляции».
В разговоре приняли участие художник Катя Бочавар, директор галереи-мастерской ГРАУНД Солянка, Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, Максим Боксер, коллекционер и галерист, основатель фонда и сообщества «Шар и Крест», Юлия Бычкова, продюсер фестиваля «Архстояние», Екатерина Брудная-Челядинова, основатель проекта «Изоизоляция». Модератором выступила Юлия Панкратова, автор паблика Oh my art!.
Трансляции «Эрмитажа» за первые 2 недели самоизоляции посмотрели 7 миллионов человек, в то время как за год главный музей страны посещает порядка 5 миллионов посетителей. Уже никому не приходит в голову спорить с тем, что освоение онлайн-пространства – очень мощный ресурс коммуникации с аудиторией. Проводить прямые эфиры, виртуальные прогулки по выставкам, отслеживать активность аудитории, таргетировать, дифференцировать и быть круглосуточно на связи – за время всеобщей самоизоляции стало нормой работы культурных институций.
Но 80% проектов в области искусства, переведенных в онлайн, терпит неудачу, — поделился наблюдением Максим Боксер. С искусством, считает основатель сообщества «Шар и Крест», надо общаться непосредственно, так как любая трансляция забирает большую часть впечатления.
«Шар и Крест» — изначально задумывалась как группа для довольно узкого круга художников и коллекционеров, целью которой было поддержать авторов материально в непростое время. Простые правила сообщества и демократичное ценообразование облегчили и упростили путь картины от мастерской художника до стены в квартире коллекционера. На сегодняшний день группа, в которую можно войти только по приглашению, насчитывает около 12.000 человек. Ее энергия поддерживает материально и психологически очень многих. «То, что твои работы нравятся и покупают – это очень радостно для художника», — подтвердила Катя Бочавар, выставляющая свои работы в группе.
«Галереи могут жить спокойно, — прокомментировал Максим Боксер обвинения в том, что «Шар и Крест» ломает устоявшиеся на арт-рынке правила коммуникации между художником, галеристом и коллекционером, по сути игнорируя посредника, — Один из результатов деятельности группы – это появление нескольких тысяч новых коллекционеров. Когда все откроется, «подсевшие» на искусство люди придут за ним в галереи».
Фестиваль «Архстояние», несмотря на активную жизнь в онлайне, приуроченную к 15-летию проекта, готовится к полноценному летнему сезону, тема которого в этом году — «Лень». Понятие на территории Никола-Ленивца скорее метафизическое. «Мы не только сеем лён в Никола-Ленивце, но и готовим объекты к летнему фестивалю. Среди них первый цветной объект на территории арт-парка – «Угруан» Николая Полисского, вдохновленный творчеством Клода Моне. Название образовано от топонимов Угра и Руан. Доверие людей к офлайн-мероприятиям будет возвращаться медленно, но мы стараемся выполнять свои обязательства перед нашими зрителями и художниками, которые сейчас наиболее уязвимы», — поделилась Юлия Бычкова.
В карантинные дни объединенная галерея «Граунд Солянка» функционирует практически как телеканал, собирая от 300 до 1000 человек на свои эфиры. «Это удивительным образом перекликается с давней идеей о том, что современное искусство как язык коммуникации будет проникать во все сферы, и каждый может оказаться художником. Полностью переходить в онлайн искусству неинтересно. Ждем, когда мы вернемся туда, что раньше называли просто жизнью, а сегодня называем офлайном. Но все больше людей начинают снимать фильмы, фотографировать, придумывать свои способы самовыразиться… все это вырабатывает общую креативную энергию», — считает Катя Бочавар.
Катерина Брудная-Челядинова: «Яркий пример этой энергии – почти 600 тысяч участников группы «Изоизоляция». Начавшись стихийно, с домашнего дуракаваляния и дружеских перепостов, этот проект покорил весь рунет, открыв миру новых героев, для которых самоизоляция стала предлогом, чтобы выпустить энергию творчества, самовыразиться. Самое ценное и самое интересное в этом явлении – подкупающая наивность, «непрофессионализм» и непосредственность. Помимо антропологической, социальной истории мы видим, что люди выбирают, на что они равняются. После классиков появились Босх, Дали, Мондриан… Именно то, как люди переосмысливают произведения искусства, какие образцы для подражания выбирают, какие подручные материалы используют – очень характеризует то время, в котором мы оказались. И теперь, у проекта, пожалуй, самая нетривиальная задача: в то время как все думают о том, как выйти в онлайн и добиться в нем успеха, у «Изоизоляции» задача противоположная – остаться на плаву, выйдя в реальную жизнь».
«Уральская индустриальная биеннале» накануне объявила тему 2021 года — «Время обнимать и уклоняться от объятий». «Сейчас мы наблюдаем важный, поворотный для культуры момент, когда люди начинают жить в современном искусстве как в полноценной жизни, — считает Алиса Прудникова – победитель премии «Headliner года» в номинации «Культура и искусство», — Глобальное смещение всех правил, глобальная перенастройка, которые происходят сейчас благодаря мировому локдауну — по-настоящему исцеляющий опыт, который позволил перенастроить внутренние процессы, как личные, так и общественные. Сегодняшний кризис много что порушит, но конкретно для сферы больших проектов в сфере искусства самоизоляция дает огромную внутреннюю свободу. Сложная финансовая ситуация жестко просеивает контент, которого был явный переизбыток. И сейчас выкристаллизуется только самое важное, будут реализовываться только те проекты, которые действительно нужны».