Фриланс — наше всё!
Дебютный альбом группы ВСЕСТАНЦИИ всплывал в моем плейлисте в течение прошедшего года с завидной регулярностью. Мне нравится то, что делают эти ребята. Увидев же обложку их альбома я понял, что не могу пройти мимо человека, настолько увлеченного своей работой и не стесненного в выразительных средствах. Поэтому наш диалог с иллюстратором Катей Зуевой, оформившей этот альбом, был просто неминуем.
510Какая бы композиция не звучала: будь то джаз-фанк, поп-рок или лирика, они звучат вкусно. В их образе нет уже набившей оскомину «показной оригинальности» или какого-то «своего собственного музыкального пути», чем грешат большинство появляющихся и исчезающих в никуда исполнителей. Тоже самое и в дизайне альбома — естественность и не легкомысленная простота. В общем все, как я люблю.
Слушайте Всестанции — Всестанции на Яндекс.Музыке
Привет. Насколько я понимаю, одноименный альбом группы — это всегда знаковое событие. Как появилась идея оформления? Что тебя вдохновило, что подтолкнуло к сюжету?
Наверное, прежде всего, название. Мне нравится его многозначность. ВСЕСТАНЦИИ — ассоциация и с метро, и с радио, и с космическими станциями, мне хотелось поработать с этими образами. Помню, что вначале возникла идея просто с надписью на двери вагона метро, а затем, когда я стала думать как ее можно обыграть, возникла идея сделать коллаж, насытить его деталями и небольшими пасхалками.
Ребята говорили, что к задаче ты подошла совсем не так, как они ожидали, а по-своему. С чего все началось? Как звучала постановка задачи?
Не помню, чтобы была какая-то конкретная формулировка. В работе с ребятами у меня всегда была большая степень свободы. Я слушала музыку, генерировала идеи, иногда сходу рождались арты, иногда я делала эскизы и мы обсуждали их, но в целом я чувствовала, что мне просто доверяют, и мои идеи людям нравятся. А началось, насколько помню, с личной просьбы. Ведь с частью ребят из ВСЕХСТАНЦИЙ мы знакомы уже очень давно, я помогала им и в других музыкальных проектах. Придумывала и создавала обложки, афиши, даже как-то рисовала видеоряд на концерте в режиме реального времени. Думаю, мы неплохо сработались, постоянно что-то делали вместе и естественным образом так получилось, что этот альбом тоже оформляла я. В итоге получилась интересная работа не только для группы, но, безусловно, и для меня самой, как для художника. Это был классный опыт.
Твоей задачей было только создать сюжет для обложки, или вы обсуждали необходимость проработки того, как альбом будет жить дальше в сети, в плейерах смартфонов, на афишах и так далее?
Обычно, разрабатывая идею, такие вещи держишь в голове. То есть появляется не просто иллюстрация, а какой-то особенный стиль, со своими узнаваемыми чертами. Который затем может появиться и на афише, и в каких-то дополнительных артах, где угодно. Задача разработать обложку, пожалуй, была первостепенной, но если бы понадобилось что-то еще, это было бы несложно сделать в продолжение выбранной стилистики.
В данном случае идея, ставшая лицом альбома, была единственной или были еще сюжеты?
Да, были еще варианты. Был один эскиз, который всем понравился, и изначально хотели использовать его. Но мне хотелось работу довести до какого-то завершенного варианта, и в результате эскиз оставили просто в качестве арта, а обложку сделали другой.
Решение о том, какой сюжет оставить обложку, было коллективным? Помнишь как это было? ))
Помню точно, что была одна коллективная встреча с мозговым штурмом, где мы просто накидывали всевозможные идеи. На тот момент у меня уже были мысли о надписи на двери в метро, было еще много разных предложений не только для обложки, даже какие-то эскизы в материале. Это был не просто разговор об обложках альбомов, это было важно, чтобы понять чего ребята хотят от визуального стиля группы, как они это видят, как вижу я, и как удобнее строить саму работу. Далее мы общались в основном онлайн, в общем диалоге. Там, по-моему, итоговая идея и была принята.
Для того, чтобы продемонстрировать идею, ты использовала референсы?
Да, как только возникла мысль о коллаже, я отправилась искать примеры, ведь коллаж может выглядеть совсем по-разному. Мне важно было визуализировать для себя разные подходы, чтобы понять как не упустить идею и передать необходимую атмосферу. Ну и, конечно же, для самого коллажа нужны были изображения. Поэтому за материалом я отправилась в метро.
Скажи, а тема необходимости издания альбома на CD обсуждалась? Сейчас же совсем малая часть слушателей покупает диски, и многим достаточно скачать их из сети. В итоге только малая часть слушателей видит альбом в глянце, остальным оказывается достаточно небольшого квадратика на экране компьютера или телефона. Как ты к этому относишься?
На начальном этапе я думала о том, как оформить список песен, то есть представляла именно CD. Дело в том, что я делала полностью оформление для дисков и ранее, поэтому для меня это было естественно. Но, видимо, в итоге остановились на том, что выложить альбом онлайн будет достаточно. Почему и как пришли к этому, честно, не помню )
В продолжение предыдущего вопроса: как ты думаешь, зачем выпускать альбомы на твердых носителях в наше время?
Лично мне нравится тема работы с альбомом как с объектом. Это не просто треклист и картинка, это что-то большее. Мне очень нравится, когда к альбомам на виниле или на диске идут дополнительные бонусы вроде артбука, журнала, газеты (например, у Radiohead к The King of Limbs была целая расширенная версия в коробке: с диском, пластинками, газетой с артворком и текстами, очень крутое оформление, и так довольно часто делают, особенно за рубежом). Конечно, скачать и послушать просто очень удобно, быстро и без лишнего места на полке, но если есть возможность получить знаковый для тебя альбом в таком расширенном издании, это здорово. Я была бы счастлива разрабатывать такие проекты.
На одном из сайтов я видел фото коллажа в процессе работы. Ножницы, бумага, карандаши — все это внушает уважение и добавляет порцию любопытства. Какие еще инструменты используешь в работе?
Я очень люблю пробовать разные техники и экспериментировать, поэтому инструментарий для работы в материале практически неограничен. Это и краски, и карандаши, и пастель, и кусочки бумаги, ткани, и многое-многое другое. Я очень неравнодушна к фактурам, поэтому для их создания постоянно пробую что-то новое. Мне кажется, что у меня большая часть предметов с кухни уже перекочевала в мастерскую из-за этого. Конечно и у компьютерной графики масса собственных плюсов, да и как можно обойтись без обработки и предпечатной подготовки, поэтому я работаю и в программах Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign. Но на данный момент все-таки больше люблю работать в материале. Как-то я читала интервью с Джоном Бергом, человеком, который был креативным директором Columbia Records в 60–80-х. Он рассказывал о том, как в то время работали с идеями для музыкальных обложек. Предположим, что нужна обложка с надписью на поле. Находится реальное поле, нанимается тракторист, который пишет надпись по разработанной схеме, с вертолета ведется натурная съемка. Конечно, сейчас подобное можно сделать и в графическом редакторе, но сколько творчества в этом процессе! Я в восторге от такого подхода.
Абсолютно согласен и присоединяюсь. Насколько я понимаю дизайнеры, работающие с натуральными материалами, да еще и в различных техниках, однозначно имеют за плечами профильное образование?
Да, у меня это специальность дизайнера по текстилю, если ты об этом. В 2007 году я поступила в институт, и примерно в то же время сделала свой первый арт (что-то вроде логотипа) для группы, где как раз играла часть ребят из нынешних ВСЕХСТАНЦИЙ 🙂 Группа называлась Imagine nothing. Во время учебы, конечно, свободного времени было по минимуму, но периодически я помогала с дизайном обложек, каких-то картинок и артов, и кроме музыки работала с иллюстрациями, логотипами. Конечно, по-настоящему все началось уже после института, в 2013 году, и с тех пор идет по нарастающей.
Но я думаю, что не обязательно иметь профильное образование в общепринятом смысле этого слова, то есть классические 5-6 лет в художественном ВУЗе с академическим подходом и всем вытекающим. Профильное образование может помочь, а может наоборот, мешать раскрепоститься, есть и такие примеры. Главное, на мой взгляд, как в профессии дизайнера, так и в любой другой — увлеченность и желание учиться. А где учиться: в институте, на курсах, онлайн, по книгам, по примерам — каждый выбирает для себя сам. Лично мне, пожалуй, важно было получить профильное образование.
Скажи пожалуйста, можно ли быть сегодня дизайнером-самоучкой? В чем сила или необходимость профессионального образования?
В этой профессии есть как потрясающие самоучки, так и люди с профильным образованием, не способные развиваться дальше каких-то базовых вещей. Мне кажется, что нет ничего ценнее желания учиться и, как следствие, опыта. Профильное образование дает базу, навык усваивать и самостоятельно искать информацию, какие-то практические вещи, поэтому да, это важно. И я рада, что получила его. Но также очень важно, чтобы человек не расслаблялся, даже имея диплом графического дизайнера, не оставался на месте.
А что нужно знать дизайнеру, чтобы выполнить подобную работу?
Что и зачем он хочет сказать. Остальное — технические моменты.
Ты работаешь в идеальных условиях: в своей мастерской и на фрилансе. Как ты относишься к работе в студии? Был такое опыт, или фриланс для дизайнера — наше все?
Работа на фрилансе — наше все. Но я думаю, для каждого существуют свои идеальные условия. Мне нравится фриланс, потому что проекты приходят самые разные, потому что контролируешь, принимаешь решение и выбираешь задачи ты сам. Я же занимаюсь иллюстрацией и графическим дизайном, работаю с самыми разными проектами: от создания логотипов до организации и оформления фестивалей. На досуге занимаюсь собственными проектами, а еще батиком и ручной росписью по ткани. Вообще я стараюсь постоянно развиваться, осваивать новые творческие области, ставить себе непривычные задачи. Но с другой стороны, твой дом — твое рабочее место, и нужно уметь очень четко организовать рабочий процесс. Иначе его просто нет, и так иногда не хватает взгляда со стороны. На данный момент я работаю практически только на фрилансе, но поработать в студии мне тоже интересно.
Какие собственные проекты, если не секрет?
Не секрет, конечно. Сейчас я работаю над своей книгой. В голове витает пара идей для артбуков, и проект, который сложно поддерживать постоянно ввиду нехватки времени, но я регулярно к нему возвращаюсь — это ручная роспись ткани и батик. Я придумываю и расписываю платки, шарфы из шелка и шерсти. Спокойное, медитативное занятие для души.
Скажи, а в каких видах дизайнерских работ ты чувствуешь себя как рыба в воде?
Я выберу по принципу «мне больше всего нравится» и «больше всего опыта». И это, безусловно, дизайн для музыкантов (обложки альбомов, афиши, арты), мероприятий (афиши, флайеры и прочая полиграфия, идеи по оформлению) и иллюстрация.
Приходя в мастерскую утром как ты настраиваешься на рабочий лад? Что тебя включает в рабочий процесс?
Мне важно поймать волну, почувствовать определенное настроение. В этом очень помогает музыка, или, наоборот, тишина. Раньше я недооценивала роль референсов, сейчас пользуюсь ими постоянно. Настроиться на определенный лад, получить эмоцию, начать ассоциировать, даже просто вдохновиться красотой образа или техники художника — очень важно. Ну и, конечно, свое пространство, где все под рукой, мне тоже очень помогает.
В поисках образов или идей я часто зависаю на очередной порции трендов, которыми пестрят дизайнерские ресурсы. Как ты к ним относишься?
Следить за трендами, конечно, нужно. Дизайн идет в ногу со временем, поэтому дизайнеру важно быть «в теме». При этом слепо следовать трендам совершенно не обязательно. Здесь важно поймать волну, и при этом решать задачу с понимаем того, что, для кого и зачем ты делаешь.
Для тебя универсальный дизайнер — это реальность или блеф?
Универсальный — значит занимающийся всеми видами дизайна разом? Честно, не встречала. Мне кажется, человек будет очень хорош в том, что по-настоящему любит, а любить все сразу — значит ничего вполне.
А насколько тебе важна оценка работы окружающими?
Дизайн, как правило, решает определенную задачу. С этой точки зрения понятно, как его можно оценить, решает он её или нет. С эстетической точки зрения, конечно же, сложнее, — часто это превращается в вопрос вкуса. Но глупо упираться в пресловутое «я так вижу». Если в ответ на представление дизайна слышатся возмущенные голоса, то стоит прислушаться, понять и решить, веский ли это аргумент для переработки.
Как быть в ситуациях, в которых приходится брать в работу проекты, которые не добавишь в портфолио, или хуже того, которые не являются предметом гордости, творческой реализации или желания?
Я думаю у всех, особенно у фрилансеров, бывают периоды, когда берешь работу просто потому, что нужна работа. В этом случае нужно понимать, зачем ты это делаешь и что это временный этап. И ни в коем случае не впадать в отчаяние.
Есть мнение, что наши местные заказчики редко хотят уникальный дизайн, ориентируясь на какие-то (часто посредственные) решения, проверенные временем. Иногда это бьет по самолюбию дизайнера, не позволяя раскрыться или реализовать интересную идею. Что ты делаешь в подобных случаях, встречая подобный подход?
Как и в предыдущем случае важно понимать, зачем ты это делаешь. Обычно такой подход нетрудно выявить уже при первом разговоре с заказчиком и у тебя есть возможность рассудить, стоит ли браться за такую работу. Это путь наименьшего сопротивления. Другой момент в том, что заказчик хочет что-то проверенное не просто так, его задача — развивать свой бизнес. Он не просто так хочет «подобный дизайн» (логотип, визитку, сайт и т.д.), он знает, что тот дизайн работает. Нужно остановиться, убрать эмоции и попытаться понять, какую задачу нужно решить, почему ее решает «тот дизайн». И, проанализировав ситуацию, предложить свой вариант, который эту задачу решает не хуже. Если клиенту адекватно и основательно объяснить свою точку зрения, он почти наверняка прислушается или хотя бы вступит в диалог.
Я приятно удивлён. Для творческого человека у тебя очень трезвый, деловой подход. Что для тебя «хороший дизайн»?
Это дизайн, в котором гармонично сочетаются красота и функциональность.
Как ты относишься к музыке, которая сейчас в твоей обложке?
Мне важно, чтобы музыка нравилась, цепляла. Если прослушивание вызывает у тебя эмоции и в голове уже начинают проявляться какие-то образы и картины, это определенно заявка на успех.
Какие творческие планы на ближайшее будущее?
Работать, учиться, расти. Завершить часть проектов, взяться за новые. Приобрести какой-нибудь новый классный навык. Вот, к примеру, давно мечтаю освоить каллиграфию и леттеринг.
Был ли в жизни ценный совет, который изменил все, в том числе в работе?
Очень сложно выделить какой-то один совет. Мне посчастливилось общаться с многими чудесными и талантливыми людьми и все то, чем они делились, ценно.
Какой совет сможешь дать начинающему дизайнеру, читающему это интервью?
Не бояться и двигаться вперед, развиваться и делать, постоянно делать.
P.S.
«Красота в музыке — в простоте и естественности».
Эту цитату Петра Ильича Чайковского я запомнил, наблюдая ее в школьные годы в красивой рамке на стене класса на уроках музыки. С той же легкостью, простотой и естественностью дизайнер делает незнакомые нам вещи близкими, наиболее точно доносит мысли и образы, заложенные музыкантом в концепт музыкального альбома. И лично у меня эта работа вызывает восхищение.